Приход Русской Православной Церкви в России и за рубежом. Материалы к изучению приходской жизни. Выпуск 5. Православные приходы греческого мира (Греция, Кипр). Место и роль русскоязычных общин - стр. 37
Интервьюер: Батюшка, могли бы нарисовать портрет этих людей, которые составляют ядро, полу периферию, периферию? Кто эти люди – женщины, мужчины, старые, молодые, рабочие, инженеры, профессора? С точки зрения социальных характеристик, кто эти люди?
Священник Константин: Катехизацией в основном занимаются женщины, девочки-студентки. В основном, конечно, это женщины, 40 лет и старше, кто занимается всякими социальными программами в приходе. Те, у которых есть дети, обычно участвуют в командах молодых семей, проводят семинары по работе с детьми.
Интервьюер: А мужчина какую роль играет в приходской жизни? И сколько их вообще?
Священник Константин: Мужчин у нас мало. Они занимаются вопросами строительства, ремонта и, конечно, входят в церковный совет, который переизбирается каждые четыре года. В группе, которую недавно создали по работе с ересями, в основном работают мужчины, женщины приходят только послушать, а всеми организационными, исследовательскими вопросами занимаются мужчины.
Интервьюер: Если взять приход в целом, то каковы его социально-демографические характеристики – пол, возраст, социальное положение?
Священник Константин: У нас не совсем обычный приход, это район тех, кто немножко разбогатели и построили за городом себе дома. Поэтому есть люди с повышенным уровнем образования – врачи, успешные преподаватели, средний бизнес. В основном это молодые люди. Прежде 18 лет я служил в приходе, где были совсем простые люди, крестьяне и рабочие.
Интервьюер: Какой мир ценностей этих людей и как ценности прихожан согласуются с ценностями окружающего их общества, отличаются они?
Священник Константин: Это такой вопрос, что Господь пусть Сам определяет. Я встречал таких людей, которые никогда не ходили в церковь, но когда они приходили ко мне на исповедь, я готов был встать перед ними на колени. И я знаю людей, которые постоянно находятся в церкви, но в духовном плане совершенно дети, формальное отношение к церкви – типикон правила – и больше ничего.
Интервьюер: Я позволю себе тогда прокомментировать свой вопрос. Находясь с исследованием в Соединенных Штатах, мы всегда задавали этот вопрос. И все говорили о том, что в общем-то что в приходе, что на улице люди одни и те же и в духовном смысле не отличаются друг от друга. Мы задавали тот же вопрос в других странах, нам говорили: «Да, это все-таки община верных, законы духовной жизни действуют». В Греции какие наблюдения можно сделать?
Священник Константин: Ну, есть разница у нас, так как мы, естественно, работаем духовно на приходе, и уровень духовный прихожан, естественно, выше. Но надо отметить, что и тот, кто все время в церкви, у него высокий уровень духовный, и тот, кто редко ходит в церковь, но он тоже христианин, тоже член Церкви. Часто встречаешь высокодуховных людей, которые нечасто приходят в церковь, и трудно определить количественно, сколько таких, сколько других.