Преподавание истории - стр. 4
С точки зрения психологии под деятельностью мы подразумеваем характерную форму взаимоотношений между индивидуумом и миром, существенными признаками которой являются целенаправленность и сознательность. Деятельность как типичная для человека форма поведения характеризуется:
– активным взаимодействием;
– направленностью на предметы;
– продуктивно-преобразовательным воздействием на предметы;
– решающий источник познания мира и самого себя, развития самой личности;
– единство предметности и общественности.
М. С. Каган «Человеческая деятельность», М, Политлитература, 1974
Под деятельностью следует понимать способ существования человека и соответственно его самого правомерно определять как действующее существо.
Homo agens, то есть действующий человек. Деятельность охватывает и материально-практические, и интеллектуальные, духовные операции; и внешние и внутренние процессы: деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесс познания в такой же мере, как человеческое поведение. Таким образом, в деятельности человек раскрывает своё особое место в мире и утверждает себя в нём как существо общественное.
Гельвеций «О человеке» 1773. «Наука о человеке, взятая во всём своём объёме необъятна; изучение её – дело долгое и трудное. Человек есть модель, выставленная для обозрения её различными художниками: каждый рассматривает некоторые стороны её, никто ещё не охватил её кругом».
П. Узнадзе: «активность составляет по существу всё содержание жизни», таким образом понятие «деятельность» наиболее адекватно выражает активность человека: в отличие от животных, активность человека призвана обеспечить не только его биологическое, но и социальную жизнь. Сознательная и целенаправленная деятельность противопоставляет себя внешней среде в процессе социально-исторического становления человека.
Материя/Жизнь/Животное/человек
Движение/активность/жизнедеятельность/деятельность
Рассмотренная генетически человеческая деятельность предстаёт как двухуровневая биосоциальная система, складывающаяся благодаря превращению как в филогенезе, так и в онтогенезе жизнедеятельности живых существ в социокультурную деятельность человека как общественного существа. Какую бы большую роль ни играли в некоторых ситуациях человеческие жизни различной формы биологической активности, они всегда оказываются очеловеченными, становясь определённым моментом целостной личности. Переход от биологической к биосоциальной деятельности объясняется историческим процессом возникновения новых сверхбиологических потребностей.