Размер шрифта
-
+

Преподавание истории - стр. 6

Ещё один аспект различия между деятельностью творческой продуктивной и механической репродуктивно за счёт потребности в постоянном созидании нового, более совершенного и потребность в тиражировании предметов.

Познавательная д-ть: деятельность субъекта не затрагивает реального бытия объекта, а если и изменяет его идеально затем лишь чтобы мысленно запечатлеть его реальное бытиё, проникнуть в его глубины, постичь его суть. Активность субъекта направлена на объект, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этом объекте. Объекты познавательной деятельности: природа, общество, человек, сама познающая сила. В первых трёх случаях (природа, общество, человек) познание выступает на двух уровнях: 1) практического обыденного сознания, опыта; 2) научное познание имеет свои уровни – эмпирический, теоретического знания, но это деление весьма условно из-за широкого спектра познавательных ситуаций, на узком краю познания единичного и наиболее общих законов бытия. Относительно познания самого себя удачная формулировка Т. Шибутани: «если речь идёт о Я – концепциях, понятно, что человек является одновременно и субъектом и объектом своей собственной д-ти» (Т. Шибутани «Социальная психология» М,1969). Познавательная д-ть потребляет и духовный характер, исследования, продуктивные и научно-популяризаторские цели.

Ценностно-ориентационная деятельность имеет духовный характер, но представляет собой специфическую форму отражения субъектом объекта. Своеобразие её состоит в том, что она устанавливает отношения не между объектами, а между объектом и субъектом, даёт объективно-субъективную информацию о ценностях и сущностях. И зафиксированное в виде понятия, знания, умения. Связано с отражением жизнедеятельности, его потребностями и эмоционально-волевыми механизмами. Разворачивается на двух уровнях: обыденного сознания и идеологии, то есть понятие и идея. Природа науки гносеологическая (знания), ибо цель её и смысл заключены в познании, тогда как природа идеологии – аксиологическая, выработке систем ценностей и обоснование того, что должно быть, а что нет. На уровне человека: 1) эмпирическая (опытная) оценка единичных субъектов; 2) теоретико-обобщёнными оценочными суждениями, общественная психология сознания. Носитель ценности предстаёт перед субъектом именно как объект, который он соотносит со своими духовными потребностями, идеалами и устремлениями.

Коммуникативная деятельность или общение – это есть практическая активность субъекта, направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а напротив ориентирующаяся на них как на субъектов. Рассчитано на активную обратную связь, на обмен информацией.

Страница 6