Размер шрифта
-
+

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей - стр. 22

Предназначение христианина: путь на гору Преображения

К подобному же личному преображению – даруемому силой Божией в ответ на нашу любовь к Богу и ближнему, на подлинно христианскую жизнь – призваны стремиться и все члены Церкви. Ведь, по мысли преподобного Григория Синаита, все христиане, участвующие в церковном торжестве Преображения, призываются, подобно апостолам, взойти на духовную гору Богосозерцания: «Будем созерцать вместе с Моисеем и совознесемся с Илией, будем богословствовать с Иоанном и исповедуем вместе с Петром, приблизимся к Свету с Иаковом и на славу Его как Единородного от Отца» будем взирать. Именно поэтому преподобный Григорий Синаит и обращает ко Христу дерзновенную и вдохновенную молитву о том, чтобы всегда быть с Господом на Фаворе, наполняясь Его нетварным Светом: «Господи, во Свете Лица Твоего всегда сподоби ходить нас, во Свете Преображения Твоего…»

А преподобный Анастасий Синаит, говоря о том же, призывает всех нас: «Войдем и мы дерзостно внутрь облака с Моисеем, Илией, Иаковом и Иоанном; и, как Петр, устремимся, отступив от земли, к созерцанию Бо жественного видения. Пришедший в восторг от увиденного Петр взывал: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф. 17: 4). Поистине, о Петр, хорошо нам быть и пребывать со Иисусом, и всегда быть и во веки пребывать. Что может быть блаженнее и выше, как быть с Богом и в Боге, быть образом Божиим и ходить во Свете? Пусть и всякий из нас, кто стяжал в сердце своем Бога, преобразил себя по сему Божественному примеру и радуется, скажет: Господи! хорошо нам здесь быть, – [здесь] где всякая радость, веселие и наслаждение, где на сердце всё мирно, тихо и безмятежно, где является Бог».

Святитель Григорий Палама говорит о том, что Христос возводит всех достойных на тот же самый Фавор, на который он прежде возвел Своих апостолов: каждого – в свое время, когда он бывает к этому готов. Святитель Филарет, митрополит Московский, подчеркивает: все христиане призваны пройти путь к видению Фаворской славы Христа. К этому видению призваны не какие-то отдельные, исключительные и единичные люди, но всякий человек, каждый христианин. Однако оно невозможно без возводящей к нему молитвы: силой молитвы мы должны взойти на Фавор или же Фавор должен открыться в нас. Священномученик Сергий Мечёв также настаивает на том, что все мы вслед за апостолами Петром, Иаковом и Иоанном должны взойти на гору духовного преображения, но это трудный и опасный путь; однако – при помощи Божией благодати – мы в силах его преодолеть.

Святитель Феофан Затворник также учит о том, что «слава Преображения есть наша слава в Господе Иисусе Христе». При этом он указывает на необходимые средства для достижения христианином своего личного Фавора. С одной стороны, это исходящий от Бога Свет истины; с другой – приобретаемая верующими чистота святости. В этом – две стороны преображения христианина. Однако ни того ни другого невозможно иметь без помощи Бога, Который и является их Подателем; но многое зависит и от наших трудов и благочестия – от нашей человеческой свободы, от нашего соработничества Христу в деле Спасения. Такая, необходимая для Спасения и для личного восхождения на Фавор Божественная благодать Света и святости подается христианину через таинства Церкви, в первую очередь – в Крещении, Покаянии и Причащении, а также через другие церковные священнодействия. Вместе с тем личное преображение невозможно без чистоты православной веры.

Страница 22