Размер шрифта
-
+

Преображение Господне. Антология святоотеческих проповедей - стр. 23

Святитель Григорий Палама говорит о том, что всякий христианин призван, преобразившись во образ Фаворской славы Христовой, сам наполниться сиянием этого нетварного Божественного Света. Христианин должен преобразиться в обновлении ума и через это, получив озарение от Бога, стать сообразным той славе Христа, в которую Господь преобразился на Фаворе. Те, кого освещает Своим Божественным Светом Солнце-Христос, и сами делаются в Нем другими, иными «солнцами», сияющими отраженным нетварным Светом Сына Божия.

В связи с призванием христианина стать обладателем и носителем этого нетварного сияния святитель Феолипт Филадельфийский рисует нам очень яркий и глубокий духовный образ: Божественный Свет Фавора можно уподобить Божественному огню; а ведь всякий огонь, для того чтобы ему гореть, нуждается в светильнике. При личном преображении святых на их духовном Фаворе – приобщении нетварным Божественным энергиям – таким светильником делается сам верующий, возжигаемый здесь от нетварного Божественного пламени и горящий отныне тем же самым небесным огнем. При этом подобной воску свечи питательной средой, необходимой для горения этих светильников Божественной славы, являются добродетели подвижников. Именно так, подобно ярким свечам или факелам, христианские святые и пламенеют нетварной Фаворской славой, целиком охваченные и пронизанные Божественным огнем – Христовым Светом… Согласен со святителем Феолиптом и святитель Филарет Московский, который также говорит о том, что праведники, просвещаясь Фаворским Божественным Светом, одновременно просвещают им и всех вокруг себя.

Преображение и окружающий мир

Еще одна важная тема, связанная со святоотеческим учением о значении и о плодах Преображения Спасителя, раскрывается в проповеди священномученика Сергия Мечёва. Отец Сергий говорит, что, когда в христианине происходит личное духовное преображение во образ Христов, рядом с ним начинает преображаться и весь мир – служа ему и являя ему свое послушание. Так, например, происходит с дикими животными, делающимися кроткими и послушными рядом со святыми.

Действительно, Церковь учит, что, преображаясь, обретая подлинные святость и чистоту, человек одновременно преображает вместе с собой и весь материальный мир. Сегодня мы в большой степени зависим от окружающей нас природы: землетрясения, бури, иные природные катастрофы несут нам горе и смерть. Порой даже кажется, мир начисто забыл о том, что его исконный хозяин – человек. Вселенная начинает ныне все более и более напоминать несчастного, потерявшего разум слепца, наугад, не разбирая дороги, спешащего куда-то вперед, сметающего все на своем пути. Виноват же во всем происходящем с природой, конечно, сам человек. Именно из-за его древнего преслушания Божественной воли, из-за его грехопадения и пребывает ныне вселенная в теперешнем своем состоянии «незрячести».

Страница 23