Премудрость нашего спасения - стр. 57
В этом божественном образе и действии священной проскомидии мы видим некоторым образом Самого Иисуса, созерцаем и всю единую Церковь Его. В средоточии всего видим Его, истинный Свет, вечную жизнь, Им же стяжанную, освящаемую и хранимую, ибо Сам Он присутствует в образе хлеба, полагаемого в середине. Частицей же с правой стороны изображается Матерь Его, а с левой – святые и Ангелы, и внизу – благочестивое собрание всех уверовавших в Него.
Здесь – великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов, получивших обожение от истинного Бога – по естеству, воплотившегося ради них.
Здесь – будущее Царство и откровение вечной жизни. Бог бывает зрим и приемлем нами!
Здесь нет места неверным и иномудрствующим. Что общего у света с тьмою?[132] Сказано, что Ангелы возьмут злых от среды праведных. Поэтому иерей вообще не должен приносить частиц за инославных или совершать поминовение их.
Нельзя также приносить частицы за тех, которые явно грешат и живут нераскаянно.
Потому что приношение служит им к осуждению, как в осуждение служит и причащение тем, которые без покаяния причащаются страшных Таин, как сказал божественный Павел[133].
Совершив таким образом проскомидию, иерей приносит Богу <дар каждения> в благодарение за совершённое священнодействие и пришествие силы Духа, ибо фимиам служит образом Его. Об этом свидетельствует и молитва, в которой говорится: Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню благоухания (духовного), еже прием в пренебесный Твой жертвенник, вознизпосли нам благодать Пресвятого Твоего Духа.
Вместе с тем, иерей воздаёт честь Богу приношением и благовонием фимиама и выражает, что он действует под осенением Духа и что от сего Таинства излилась на мир благодать Духа.
Поэтому, покадив сначала в честь Спасителя звездицу, иерей полагает её над хлебом, говоря: и пришедши звезда, ста верху, идежебе Отроча[134], в символах изображая то, что совершилось при Рождестве Спасителя, по скольку предложение, как сказали мы, изображает и пещеру, и ясли. Потом, взяв покров дискоса, который вместе с другими по кровами знаменует пелены, произносит слова псалма, изображающие вочеловечение Слова: Господь воцарися, в лепоту облечеся[135], и т. д.
Далее священник полагает покров и на Чашу – на одну или несколько, возглашая при этом: Покры небеса добродетель Твоя и хвалы Твоея (συνέσεως – разума, ведения) исполнь (вся) земля[136], что также указывает на воплощение Господа. Как Бог, Иисус Христос наполняет и небеса совершенством и разумом Своим. То есть преисполнена земля ведением Его, потому что, когда Он воплотился, вся земля познала Его вместе со Отцом и Духом. Данный стих возглашается над всеми потирами, хотя бы их было и несколько, ибо приносимое – одно, и Чаша – одна, и в различных сосудах – единое Тело единого Христа и Кровь Его единого.