Размер шрифта
-
+

Премудрость нашего спасения - стр. 59

Так всегда совершается у нас это о имени Иисуса Христа. Так совершается у нас вообще проскомидия. Во время неё все пресвитеры приносят частицы за кого необходимо, и особенно за совершающих праздник, за архиерея и прочих, за кого должно.

А диаконы, все без исключения, поминают кого хотят чрез пресвитеров, потому что сами диаконы совершить приношения не могут, так как они не имеют дара проскомисания. Они – служители и имеют только служебное достоинство. Если им нельзя облечься в священную одежду без благословения архиерея или иерея и если нельзя начать никакого священного действия без пресвитера или без благословения пресвитера, то как же сам диакон будет совершать приношение? Если правило запрещает диакону причащаться прежде иерея даже освященных честных Даров (чтобы всякий сохранял свой чин), то каким образом диакон будет приносить Дары?

Вот почему существовавший прежде в Фессалонике, а теперь существующий на святой Горе Афон обычай, чтобы совершали приношение диаконы, не благоприличен и не совсем сообразен с назначением диаконов: на это должно обращать внимание. Если же кто-нибудь из диаконов хочет, по своей надобности, принести частицы Богу, то пусть делает это через пресвитера.

Когда пресвитер берет просфору и копие и, вынимая частицу, говорит: приими, Господи, жертву сию за такого-то, в честь и память (если делает приношение за кого-нибудь из святых) или в умилостивление же и отпущение грехов (если за кого-нибудь из живых или умерших), тогда диакон при каждой частице говорит: помяни, Господи, в честь и память (какого желает святого), или в отпущение грехов (всякого, за кого имеет нужду молиться). Однако лучше же и правильнее было бы ему говорить: помяни, владыко, того-то (кого хочет помянуть). Ибо не благоприлично ему возносить голос к Богу в присутствии иерея.

Затем первому из диаконов даётся архиереем знак начинать литургию, потому что без архиерея нельзя совершать ничего, что и о Себе сказал Великий Архиерей Иисус: без Меня не можете делать ничего[138].

Итак, диакон призывает иерея благословить Господа. Иерей благословляет Бога – тот иерей, который совершал проскомидию в предложении. Затем служба следует обычным порядком, что мы, по мере сил, пространнее изъясняли в толковании на литургию.

65. Кого изображает собою архиерей и кого служащие с ним

Коротко скажем здесь, что находящиеся в алтаре священники изображают собой первые Небесные чины. Архиерей же – Господа, а находящиеся с ним – Ангелов, послуживших при тайне Божественного воплощения, и богопроповедников-апостолов.

Страница 59