Православный целебник. Главные молитвы для исцеления души и тела - стр. 1
О болезнях, их причинах и лечении
Что такое болезнь
Болезнь – это сигнал бедствия, который душа посылает через тело. Болезни попускаются нам иногда за грехи, а иногда – по благодати Божией, дабы через них стяжать нам вечное блаженство на небе. Преподобный Серафим Саровский говорил, что болезни нужны нам и нашим детям. Как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, смирять и смягчать душу нашу, заставлять вспоминать нас о Боге. Болезни наши большей частью происходят от грехов, потому лучшее средство к предупреждению и исцелению от них в том, чтобы не грешить.
Лекарство для христианина – в болезнях
Тяжело бывает нам, когда постигают нас какие-либо жестокие и продолжительные телесные недуги. «Чрево мое сгоре от плача, на веждах же моих стень смертная; тлею духом носим, прошу же гроба и не улучаю; нощи болезней даны ми суть. Аще усну, глаголю: когда день; егда же востану паки: когда вечер; исполнен бываю болезней от вечера до утра!» Так взывал некогда праведный Иов, высказывая друзьям тяжесть своих скорбей и страданий во время постигшей его жестокой болезни. Болезни телесные – одно из средств, употребляемых всеблагим Богом для того, чтобы расположить нас к уврачеванию наших духовных недугов покаянием. Бог, – учит Святое Писание, – наказывает человека болезнью на ложе его и все кости его воспламеняет так, что отвращается он от пищи и душа его не находит удовольствия в еде, плоть его иссыхает и кости его разбиваются, так что жизнь его близка к смерти. Все это делает Бог дважды и трижды с каждым, чтобы возвратить душу его от погибели и осветить его светом жизни (Иов 33:19, 29, 30; Быт 50:20).Так же смотрят на телесные болезни и cвятые Отцы Церкви.
Св. Василий Великий, рассуждая о цели, с которой Бог посылает на людей различные болезни, пишет: «Болезнь мудрым и всеблагим Владыкой посылается тем, кому полезнее иметь связанные члены, нежели беспрепятственно устремляться на грех: ибо телесные страдания измышлены к обузданию греха». И в самом деле, когда извне поражают нас несчастья, тогда мы с сокрушенным и смиренным сердцем приводим себе на память поступки наши, сознаем все содеянные нами прегрешения и, таким образом через внешние страдания более и более печалимся и скорбим во глубине души о своих грехах, обращаясь на путь покаяния во спасение. «Когда, – поучает святитель Иоанн Златоуст, – страдает от болезней плоть твоя, помни, что страдает первый враг твоего спасения, который болезнию обессиливается, – и терпи великодушно болезни свои во имя Господа Иисуса Христа, нас ради претерпевшего крест и смерть… При покое, просторе, услаждении плоти, она оживает со всеми своими наклонностями, а при тесноте, томлении – умерщвляется со всеми своими страстями; вот, почему премудрость и благость Царя Небесного подвергает и душу, и тело наше тяжким болезням; и вот почему нам должно не только благодушно терпеть болезни, но и радоваться в них больше, чем в состоянии душевного спокойствия, простора и телесного здоровья: ибо, несомненно, худо душевное состояние того человека, который не подвергается душевным скорбям или телесным болезням, – особенно при обилии благ земных; сердце его неприметным образом плодит из себя все виды грехов и страстей и подвергает его духовной смерти…»
Великий подвигпереносить болезни благодушно и среди них воссылать благодарения Господу. Ибо «болезнь телесная, – словами св. Иоанна Златоуста, – тяжелее всего в мире, и терпение в болезни выше всех видов терпения». Но за то этот подвиг благочестивым людям служит к большему очищению их нравственному и усовершенствованию в подвигах добродетели, а грешным, по благодати Божией, может вменяться вместо этих подвигов.
«Бойся Бога, и уклоняйся от всякаго зла: тогда исцеление будет телу твоему, и уврачевание костем твоим» (Притч 3:7-8). Если же человек во время болезни предается унынию, нетерпеливости, если он малодушествует, досадует, ропщет на Бога, то не только не получает пользы от болезни, но еще наносит большой вред душе своей: болезнь в этом случае служит ему не к очищению от грехов, а к увеличению оных, – не к умилостивлению, а к прогневлению Бога.