Православные святыни и чудотворные иконы Москвы - стр. 3
Но недремлющие светские психологи пытаются остудить пыл не равнодушных к православию людей, склонных верить чудодейственным возможностям святых, чудотворных икон, мощей, других православных святынь и реликвий. Они говорят о самовнушении, также напоминают, что знающий о реальной помощи человек сам ведет себя увереннее, более решительно, в нем как бы просыпаются и умножаются его собственные силы, о которых он раньше не догадывался. (Все происходит, как у малыша в песочнице – если мама рядом, то он ведет себя решительно, порой даже агрессивно, а когда он один – сникает, не задирается, подчиняется более сильным ребятам.) Психологи целенаправленно вспоминают остроумные слова Вольтера (Мари Франсуа Аруэ, 1694–1778 гг.), французского философа-просветителя, писателя, о том, что если бы Бога не было, его стоило бы выдумать.
Как бы там ни было, православие и его возможности верно и много веков помогают людям жить, и с этим нельзя не считаться. Принятые в православии традиции, приемы поддержки и помощи людям, выверенные на практике за долгий период, остаются действенными и полезными в наши дни. Число храмов и монастырей в Москве растет. В столице были в 1988 г. 46 действующих православных храмов и один монастырь, в начале 2018 г. соответственно 1154 храма и несколько часовен, 15 монастырей, а в начале 2023 г. – 1227 храмов, несколько часовен, 15 монастырей.
Из-за низкой рождаемости в России, в том числе Москве, происходит старение населения (растет численность и доля людей пенсионного возраста, ежегодно больше россиян вступают в пенсионный возраст, чем в трудоспособный возраст). Многие пожилые и особенно одинокие люди к полной старости оказываются бескорыстно абсолютно никому не нужными, о них стабильно по-доброму и искренне никто не думает, не заботится, не помогает, не зовет в гости, не навещает их. Слишком часто пожилой и, как правило, небогатый человек болезненно осознает, что в миру он бескорыстно никому не нужен и нигде его не ждут. А вот в храм он может прийти в любой день с раннего утра до позднего вечера, и ему там рады. В храме он непременно получит духовную поддержку, шанс целительного общения с единомышленниками, будет соучастником религиозного действа, праздника или, если нет богослужений, будет вкушать храмовую тишину и спокойствие, молиться и общаться с иконами, замаливать грехи, свои и предков (как верят православные люди, за проступки грешников расплачиваются не только сами греховодники, но 4–7 поколений их потомков). Творя молитвы, человек забывает о своих тревогах, обретает силу и веру в лучшее будущее, осознает плодоносную способность подвига смирения обстоятельствам и разумного терпения, а творя посильную милостыню, пожертвования, ощущает себя сильнее – ведь помогает тем, кому хуже. Музыкальный ход богослужений дает позитивный настрой, спокойствие, умиротворение, ощущение духовных чистоты, радости, равновесия. Особую радость и веру в помощь Божию приносят молитвы перед чудотворными и особо почитаемыми иконами, святыми мощами, другими православными святынями и реликвиями.