Размер шрифта
-
+

Православное учение о душе и психология - стр. 2

5. Трансперсональные теории. Согласно им человек реализуется через удовлетворение духовных потребностей. Представители этого направления – Гроф, Тарт, Уилберт, Маслоу.

6. Когнитивные теории. Человек, в свете этих теорий, руководствуется разумом. Одной из составляющих этой разумности является религиозность. Представители – Рокич, Гольдман.

7. Системные теории. Следуя этому направлению, человек является системой и входит в более обширные системы. Религиозность – одна из таких систем, задающая образ поведения, познания и коммуникации. Представители – Фриедман, Паттон.

Как можно заключить, в западной психологической науке прослеживается целый спектр мнений относительно религиозности. Каждый ученый, относя себя к определённой психологической школе, ограничивает свое восприятие души определенными рамками. Кроме того, индивидуален подход к психологии у каждого сознательного психолога. Таким образом, западная психология больше, чем любая другая наука, находится под влиянием теорий и индивидуальных практик. В связи с этим можно указать ей на более надежный ориентир оценки – христианскую антропологию, которая, подобно евангельскому дому, основанному на камне, выдерживает натиск времени и сумбура идей.


Становление психологической науки в России: вместе с Православием и без него


Исчерпывающий обзор русской психологической мысли на протяжении трех столетий дан в статье Ю. М. Зенько "Трехвековой диалог психологии и религии в России">2.  Приведем лишь основные этапы становления психологии.

По мнению Ю. М. Зенько, начало психологической науки в России было положено книгой Ивана Михайлова "Наука о душе">3, изданной в Москве в 1796 году. С тех пор постоянно из-под пера духовных мыслителей выходили труды, посвященные вопросам души. На протяжении XVIII века психология является одной из обязательных дисциплин высших духовных учреждений. Открытие Московского Университета не обошлось без деятельного участия духовных академий: добрая половина профессоров его первого призыва была из числа воспитанников Московской и Киево-Могилянской академий>4. Эта важная черта российской образованности – она вышла из духовных кругов и не утратила связи с духовностью. В XVIII веке были изданы курсы лекций по психологии, читанные в духовных академиях, а также появились отдельные исследования светских авторов, но все они были пронизаны в большей или меньшей степени религиозным духом.

В XIX веке интерес к психологическим темам в духовной среде возрастал. Из числа фундаментальных трудов можно выделить "Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой" С. Кашменского

Страница 2