Православное учение о душе и психология - стр. 4
Новизна нашего исследования именно в том, чтобы сопоставить святоотеческое учение cо взглядами, существующими в светской психологии, и выявить, где между ними возможно взаимодействие, а где – нет и ничего общего.
Источники и исследования по учению о душе
Священное Писание несет в себе большое число основополагающих высказываний о душе. В этой области наиболее значимыми являются Евангелия, послания ап. Павла, Псалтирь.
Из святоотеческого наследия нами будут использованы некоторые аскетические руководства, собранные в Добротолюбии. Приводить здесь воззрения отдельных отцов Церкви не представляется возможным. В тексте исследования им будет уделено особое внимание.
Наша российская богословская мысль по вопросу о душе замечательно представлена в трудах свт. Феофана Затворника и его оппонента – свт. Игнатия Брянчанинова. Возникший между ними спор о телесности души, оставаясь чисто догматическим, затронул, на наш взгляд, некоторые психологические черты человеческой сущности, на чем мы остановимся в своем месте. И все же основное внимание мы предпочли уделить современной богословской мысли.
В течение пяти лет издавался многотомный труд прот. Стефана Кашменского "Систематический свод учения св. отцов Церкви о душе человеческой". По мнению Ю. М. Зенько, это "первый и до настоящего времени единственный обобщающий труд по святоотеческому учению о душе">11. В нем рассматриваются самостоятельность бытия души, происхождение и бессмертие, душевные силы (разумные, раздражительные, вожделевательные), взаимоотношения тела и души – переосмыслением и сокращением этого труда явилась статья В.Ф. Давыденко "Святоотеческое учение о душе человека">12.
Реакцией на материалистические теории Запада явилась работа Н. Стопановского "Душа человека. Против неверия. Учение Православной Церкви и полная популярная критика психоматериализма">13.
Параллельно богословскому и психологическому шло философское осмысление души. На пороге революции вышла в свет книга С. Л. Франка "Душа человека. Опыт введения в философскую психологию">14.
В советский период были написаны (хоть и нашли своего читателя значительно позже) исследования по изучению состава души Д. Е. Мелехова "Психиатрия и проблемы духовной жизни" >15(к сожалению, не законченный труд выдающегося православного психиатра) и свт. Луки (Войно-Яснецкого) "Дух, душа, тело">16.
В годы самого воинственного атеизма еп. Варнава (Беляев) предпринял попытку составить аскетическое руководство для грядущего поколения – "Основы искусства святости">17. В постсоветское время появилось большое число работ разного достоинства. Нельзя не отметить издательскую деятельность о. Евмения, автора ряда книг по пасторской психотерапии, создателя самого большого интернет-сайта по православной психологии (www.reshma.com.ru). Довольно полно учение о душе изложено в недавно изданной книге "Пропедевтика аскетики" о. Вадима Коржевского