Размер шрифта
-
+

Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера - стр. 6

1. В арт-терапевтическом процессе неприемлемы команды, указания, требования, принуждение.

2. Участник арт-терапевтического занятия (ребёнок, подросток, взрослый) может выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности, изобразительные материалы, а также работать в собственном темпе; вправе отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств и переживаний, коллективного обсуждения («включённость» в групповую коммуникацию во многом определяется этикой и мастерством психолога); он имеет право просто наблюдать за деятельностью группы или заниматься чем-либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам.

3. Принимаются и заслуживают одобрения все продукты творческой изобразительной деятельности независимо от их содержания, формы, эстетичности вида.

Принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания [11].

Учитывая вышеизложенные положения, можно утверждать, что авторский подход к арт-терапии опирается на следующие положения:

1. В силу своей ресурсности, арт-терапия больше ориентирована на построения решений, нежели на возвращение к проблеме.

2. Арт-терапия большей частью направляет человека на «начинания», нежели на «завершение».

3. В процессе арт-терапевтической деятельности человек формирует ориентацию на созидание, избегая позиций «самокопания» и «самообвинения».

4. Арт-терапия способна запустить в человеке процессы самопомощи, самоисцеления, саморазвития.

Вопросы в арт-терапии

Авторы разных арт-терапевтических методик предлагают разнообразные варианты формулировок вопросов для анализа творческих продуктов клиентов. В своей работе я большей частью опираюсь на следующие ключевые вопросы:

• Что Вы создали?

• Какие чувства наполняли Вас в процессе создания работы?

• Удалось ли Вам получить от работы удовольствие?

• Какие чувства вызывает у Вас она сейчас?

• Где эти чувства откликаются в теле, на что это похоже?

• О какой ситуации в Вашей жизни эта работа? Как она отражает Вашу позицию в этой ситуации?

• Как чувствуют себя разные элементы работы относительно друг друга (при условии, что работа состоит из нескольких частей)?

• Какие части работы вызывают у Вас особенную радость, Вам очень приятно на них смотреть?

• Есть ли в Вашей работе части (места), которые Вам бы хотелось переделать, усовершенствовать?

• Что ещё важного Вы хотели бы сказать о Вашем творении?

• Если бы Ваша работа несла Вам некое послание и могла бы обратиться к Вам, то что бы она Вам сказала?

• Если бы Вы могли что-то сказать своему творению, поддержать его, что бы Вы сказали ему?

Страница 6