Размер шрифта
-
+

Практическая энциклопедия НЛП. Ударные техники для достижения результата - стр. 82

При профессиональном умении работать как со своими собственными субмодальностями, так и с субмодальностями клиента (естественно, по его запросу) можно легко осознавать индивидуальное восприятие мира и при желании регулировать эмоции клиента.

Именно такому умению и будут помогать обучаться предлагаемые ниже упражнения.

Техника «Фотография»

Смысл техники

В начале книги мы в упражнении проверяли на практике базовое предположение «Весь наш опыт закодирован в бессознательном в виде образов, звуков и ощущений». Уже тогда мы убедились, что способы кодировки актуального и неактуального опыта сильно отличаются друг от друга. Исследования показали, что опыт, по которому человек выносит суждение о том, из каких событий состоит его жизнь, кодируется близко, объемно, мобильно, в ярких красках и ассоциированно. Напротив, опыт, не имеющий для человека большого значения, кодируется в виде бледных или черно-белых «фотографий», то есть плоских неподвижных картинок, расположенных к тому же достаточно далеко и чаще всего диссоциированно. Было также выяснено, что практически любой опыт можно легко перекодировать – в случае отсутствия в нем серьезного позитивного намерения. Упражнение «Фотография» – первый подход к обучению перекодировке как собственного опыта, так и опыта партнера (по его запросу).

Пошаговка

Упражнение выполняется в парах: Клиент – Терапевт.

1. Клиент актуализирует недавнюю не слишком приятную ситуацию, не более 4–5 баллов по 10-балльной шкале.

2. Терапевт собирает информацию о субмодальностях опыта:

• на каком расстоянии от клиента расположена картинка;

• ее размер и форма, четкость границ;

• ассоциирована она или диссоциирована;

• есть ли в картинке движение;

• есть ли в картинке объем;

• цветовая гамма.

3. Собрав и запомнив информацию о субмодальной кодировке не слишком приятного опыта, терапевт может приступить к ее изменениям.

• делаем картинку диссоциированной, то есть такой, чтобы клиент мог видеть в ней себя со стороны, как в видеофильме;

• «фотографируем» картинку на черно-белую пленку, то есть убираем движение, объем, цветность;

• удаляем фотографию с удобной для клиента скоростью на такое расстояние, чтобы она стала маленькой, размером с почтовую марку;

• переворачиваем фотографию белой стороной к себе.

4. Спрашиваем, как теперь клиенту думается об этом опыте. В 98 % случаев клиент скажет, что о той ситуации ему уже думать совсем легко, она потеряла свою актуальность. В 2 % случаев клиент может сказать, что без этой картинки стало как-то неуютно и пусто. Такой ответ будет означать, что за данным опытом стоит ценное позитивное намерение, которое клиент для себя еще не осознал, то есть из опыта пока не извлечен какой-то важный урок. Тогда мы просим клиента вернуть все картинки на свои изначальные места и выбрать для работы другой опыт.

Страница 82