Размер шрифта
-
+

PR-дизайн и PR-продвижение - стр. 69

Стоит еще раз вспомнить о Максе Вебере и его работе «Протестантская этика и дух капитализма». Анализируя мировые религии, этот философ пришел к выводу, что ни одна религия не ставит в зависимость спасение души и потусторонний мир от экономики в земной жизни. Более того, в экономической борьбе религии видят нечто плохое, связанное с грехом и суетностью. Один только протестантизм является исключением, в соответствии с его канонами, если экономическая деятельность направлена не на получение доходов, а является одним из видов аскезы труда, то человек в итоге может быть спасен.

Важнейшее положение Макса Вебера таково: данный капитализм не мог возникнуть из утилитарных соображений, а люди, которые являлись его носителями, связывали свою деятельность с определенными этическими ценностями. Ведь если тебе доверяют капитал, значит, тебе доверяют и управление этим богатством, а, следовательно, это твой долг – вот какая установка закреплялась в сознании протестанта. Отсюда вполне обоснованные и логичные выводы:

1) божественное предопределение. Судьба человека определяется Богом, и человек не может ее изменить своим поведением. Если бы человек мог воздействовать на божественную волю, то Бог был бы для него досягаем;

2) верующий должен реализовать себя, почувствовав отношение Бога, искать божественные подтверждения. «Моя вера только тогда подлинна, когда я подчиняюсь воле Бога».

Эти два принципа определяют этику, основанную на долге, а не на любви, т. е. это означает, что этика Вебера есть этика профессионалов.

При этом понятие долга в протестантской этике носит абстрактный характер, оно не конкретизируется и трактуется как общая необходимость трудиться:

«Не бездействие и наслаждение, а лишь деятельность служит приумножению славы Господней…».

Пустым, а иногда даже вредным занятием считается поэтому и созерцание, во всяком случае тогда, когда оно осуществляется в ущерб профессиональной деятельности, ибо созерцание менее угодно Богу, чем активное выполнение его заповедей в рамках той или иной профессии.

Отсюда следует и вывод, что по-настоящему верующий человек никогда не должен останавливаться на достигнутом, он должен непрерывно трудиться, должен быть любознательным и развиться как материально, так и духовно.

Из этики же Макса Вебера видно, что любой человек должен трудиться, а не просить милостыню, должен работать для будущего и стараться исключать такие действия, которые бы приводили к негативным последствиям, а значит, в первую быть профессионалом в своем деле. И разве не к тому самому нас все время зовут? Однако воз по-прежнему с места не сдвинулся. Может быть, это оттого, что тысячелетняя вера нас вперед не пускает, а? А что до профессионализма, то его у нас во все времена не хватало даже государям.

Страница 69