Размер шрифта
-
+

Постклассическая онтология права - стр. 111

. Так должна рождаться новая «предметность» высшего порядка – право интерсубъективного сообщества.

«Жизненный мир» как онтология социальной реальности А. Шюца. Известный феноменолог А. Шюц знанимался анализом социальной реальности. Высоко оценивал идеи Г. Кельзена, но в отличие от него, Шюц искал место право в конструкции жизненного мира. Идея мыслителя, что человек не только мыслит, но действует, чувствует и воспринимает, является феноменологической идеей, в основе которой лежит интенциональность. Мыслитель дифференцирует просто поведение (как абстрактный тип) и человеческое действие (как интенциональный тип). В 1932 году в своей главной работе «Смысловая структура социального мира», Шюц пишет: «Трансцедентальная феноменология раскрывается в разных слоях философии, которые должны быть направлены на реальное обоснование проблемы смысла»[426]. В этой позиции прослеживается влияние не только Э. Гуссерля, но и Н.Гартмана, который разнимался дифференцированной онтологией «многослойной реальности».

Следуя главному феноменологическому посылу, что смыслопорождение – это продукт интенциональности, Шюц видит свою задачу в том, чтобы создать адекватную конструкцию социального мира, помогающую схватывать «смысл»[427]. Такая конструкция базируется, как и предлагал Э.Гуссерль, на структурном анализе. Априоризм, который предпочитает Шюц, также ограничивает феноменологический метод, как и разработка «чистой грамматики», поскольку оба подхода преследуют чисто эпистемологические цели, что критиковал сам Гуссерль. Корреляционное априори акта и предмета у Шюца выступает стремлением следовать феноменологической линии Гуссерля, но это ограничивает выход на уровень интерсубъектиивного и следовательно главную цель Шюца – обоснование «жизненного мира».

Почему это произошло становится ясно из следующих размышлений. Главный элемент феноменологического метода – сущность предмета, которая является не самоцелью, а преследует цель смыслообразования, что делает просто мир «жизненным миром». По этой причине не переднем плане учения Шюца не структура права, а «структуры» жизненного мира: пространственные, временные, социальные и другие смыслопорождающие формы. Философ использует структурный анализ для дифференциации «жизненного мира» на различные непохожие сегменты – «окружающего мира» (Umwelt), «совместного мира» (Mitwelt), «домира» (Vorwelt), а затем осуществляет их феноменологическую реконструкцию. Мир человека приобретает очертания благодаря дифференциации объективного и субъективного, для чего мыслитель различает действия как предмет и действия как акт, которые «схватывают» разные структуры мира. Для Шюца мир состоит из объективного и субъективного смысла, которые он разграничивает между собой

Страница 111