Постклассическая онтология права - стр. 108
Анализируя А. Райнаха с точки зрения современной философии языка, прежде всего из Серля или Остина, можно утверждать, что социальный акт выступает словом – сознанием, т. е. одновременно и как акт исполнения, и как ментальный процесс. Например, действие – обещание формирует живую социальную ткань отношений человека с человеком. Объединяя язык и действие, социальный акт приобретает такие характеристики как: 1) интенциональность, 2) спонтанность, 3) связь с другим, 4) потребность в осведомлении или подтверждении (т. е. знании) данного акта[405]. Интенциональность означает, что сознание направлено на конкретный «предмет» – вещь, цель, действие и т. д. Спонтанность означает внутреннюю активность в исполнении действия, которое еще не выражено фактически, но подготовлено и незримо присутствует в нем. Автором действия выступает феноменологический субъект, т. е. тот конкретный человек, кто совершает такое действие – принимает решение, просит о чем-то, утверждает, спрашивает, приказывает и т. д. Связь с другим (как говорит Райнах «чужая персональность») не является обязательным элементом: «Есть действия, в которых субъект направляет действие или восприятие на самого себя – самоненавидит, саморассматривает и т. д. Иначе говоря, выступает одновременно как автор и как адресат интенциональности, в «чужой же персональности» наоборот, собственное действие направляется на другого», – пишет А. Райнах[406]. Потребность в осведомлении или подтверждении (знание об акте) – это установление положения дел, которого фактически нет. Это не характерно для извинения, но характерно для приказа. А. Райнах полагает, что мы никогда не исполним приказ, если ясно, что лицо предписывающее его, не неспособно осуществить такое предписание[407].
Сознание в праве – это особый корреляционный «предмет» между сознанием и миром. «Мир» выступает как промежуточная зона, требующая коммуникации, поскольку схватываемость сущности привязана к ней. Исполнить приказ или просьбу означает изменить что-то в мире[408]. Исполнение социального акта – это движение «от» внутреннему «к» внешнему и «между» одновременно, т. е. в интенциональной сфере среди других людей. Проявления социального акта могут произвольно меняться в конструктивном отношении и выражаться в качестве того или иного «продукта»[409]. Обязательность исполнения обещания возникает только тогда, если обещающий способствует соединению намерения и случая, и эта связь приводит к изменениям в мире[410]. Этот аспект объясняет разграничение Райнахом права относительного и права абсолютного. Последнее всегда связано с непосредственным участием субъекта. Если человек прямой участник интенционального процесса, то это абсолютное право, которое зависит от его собственных действий. Относительное же право – это право, когда исполнение действия связано с другими и не зависят от нашей воли