Размер шрифта
-
+

Пост – украшение души. По творениям Афонских святых - стр. 2

5, с. 95–96)

* * *

Погибель… недостойных духовников, которой они лженаставляют людей, такова: «Пост – ни к чему: Бог даровал нам пищу, чтобы мы вкушали ее. Воздержание в человеке – ни к чему, ибо когда тело удовлетворено, то удовлетворяется и душа». Так из-за еды и питья возгораются страсти в духовных чадах, идет духовное чадо и говорит духовнику о брани страсти своей. Спрашиваю я вас: когда услышит недостойный духовник от духовного чада своего о подобной брани, как исцелит его, не признавая поста? (преподобный Нил Афонский, 1, с. 216)

* * *

Ах, дитя мое, будь внимателен. Ибо мир сегодня очень плох. И диавол сеет лукавые помыслы, чтобы ослабла готовность души. Поэтому, сколько можешь, старайся быть воздержанным. Ибо от многоядения рождаются лукавство и мечтания. (преподобный Иосиф Исихаст, 30, с. 45

* * *

Послушай, чадо мое, и о другой прелести, чтобы уберечься от нее. Многие монахи трудились над какой-нибудь одной добродетелью и приложили все свои усилия для ее достижения. К примеру, постились, то есть не употребляли растительного масла или приготовленной пищи, или другого подобного. И связали свою свободу, веря своему помыслу, будто все заключено в посте. И, упражняясь в этой добродетели, они советуют и другим, что это – единственная дорога и полнота всех добродетелей, и ручательство душевного спасения, основываясь на том, что столько лет он не ел растительного масла или приготовленной пищи, или чего-нибудь другого. И мы говорим, что такой монах стал рабом своего вольного поста и считает, что тот, кто не дела – ет так же, не спасется или не на пути к спасению. И мы спрашиваем такого монаха: «О, человече Божий! Скажи мне, что ты приобрел за столько лет своего поста? Покажи мне плод твоего многолетнего поста – и тогда меня убедишь. О, человече! Ты отказываешь другим в милости Божией из-за своего господина – поста. А куда же ты тогда дел беспредельную милость благости Господней? Да и у всех ли людей такое же сложение и телесные силы, как у те – бя, что ты требуешь от всех стать подобными тебе? Итак, оттого, что ты не управляешь хорошо тем, что касается тебя, то и куешь ты столько лет обол железа на наковальне поста, но так ничего и не выковал, ибо нет у тебя рассуждения. А исцеление в этом случае состоит в том, чтобы оставить такой мнимый «пост» и попросить у духовника совета, как жить. (преподобный Иосиф Исихаст, 18, с. 351–352)

* * *

Если у человека есть простота, смирение, то он приемлет благодать Божию, смиренно постится и божественно питается. Тогда он обладает божественной силой и во время продолжительных постов у него есть большой «запас прочности».

Страница 2