Пост – украшение души. По творениям Афонских святых - стр. 3
О чрево, бесстыдное и никогда не насыщаемое, ради которого мы.„делаемся игралищем богопротивных бесов! Ты служишь виной нечистых истечений, безмерного сна и [вообще всех] разнообразных [причин] душевной смерти. От тебя происходит отвержение святых евангельских заповедей, бесконечное попечение о стяжаниях и разные ссоры. Всем этим память смертная, Божественная любовь и страх Божий бесследно истребляются из душ иноков; чистая молитва и слезы, и умиление пропали, и сокровенное делание ума прекратилось. Вместо того вошли: гордость, злонравие и лесть, ложь, зависть и разные тщеславные пожелания и источник всякого зла – сребролюбие и богомерзкое взимание пагубных [процентных] ростов; всему же этому последует страшное бесчеловечное лихоимство и привлекается сходящий свыше гнев Божий. О бесстыдное чрево, из-за которого мы.„падаем на самое дно губительного чрева адова! Блажен тот, кто тебя покорил своему разуму и всей душой возлюбил нищету и житие нестяжательное. Таковой, воистину, один только познал себя; только он – неложный служитель Вышнего и один он – свободный. Мы же все, повинующиеся тебе, состоим злыми рабами твоими и тобою рождаемых страстей и уподобляемся бессловесным скотам, будучи исперва созданы святой Божией рукой по Его Божественному образу. (преподобный Максим Грек, 7, с. 139–140)
Что сказать об утробе, царице страстей? Если можешь умертвить ее или полумертвой сделать, не давай ослабы. Одолела она меня, возлюбленный, и я служу ей, как раб и данник. Она – содейственница бесов и обиталище страстей. Через нее бывает падение наше и через нее восстание, когда она благочинствует. Через нее потеряли мы и первое, и второе Божественное достоинство. Ибо после растления, древле бывшего, мы обновлены во Христе; но вот ныне опять отпали мы от Бога, через пренебрежение заповедей, кои сохраняют и возращают благодать в преуспеянии, хотя, не сознавая сего, возносимся, мняся с Богом быть. В деле питания телесного большое бывает различие, как сказали отцы: иному мало, а другому много требуется для поддержания естественных сил своих, и каждый удовлетворяется пищей по силам своим и по навыку. Но безмолвствующий всегда должен быть голодующим, не давая себе пищи досыта. Ибо когда желудок отягчен бывает и ум через то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто; но под действием испарения от многих брашен клонимый ко сну вожделевает поскорее лечь соснуть, от чего бесчисленные мечтания во сне наполняют ум. (преподобный Григорий Синаит,