Портал в миры фантазии. Сборник рецензий - стр. 17
Е. Дворецкая написала два больших цикла, основанных и на славянском фольклоре. Это – «Лес на той стороне», «Князья леса». Есть у нее и три исторических романа: «Колодец старого волхва», «Ветер с Варяжского моря», «Червонная Русь» о зарождении и становлении Древнерусского государства. В цикл «Князья леса» входят три дилогии: «Огненный волк», книга первая: «Чуроборский оборотень», книга вторая: «Князь волков», «Утренний всадник», книга первая: «Янтарные глаза леса», книга вторая: «Чаша судеб» и «Весна незнаемая», книга первая: «Зимний зверь», книга вторая: «Перекресток зимы и лета». Цикл «Лес на той стороне» состоит из двух дилогий – «Лес на той стороне», книга первая: «Золотой сокол», книга вторая: «Зеркало и чаша». Дилогия «Ночь богов», состоящая из книг «Гроза над полем» и «Тропы незримых», сюжетно примыкает к «Лесу на той стороне». Герои обеих дилогий борются за княжеский престол. Княжича Зимобора, героя «Леса на той стороне», полюбила дева будущего, юная ипостась трехликой женской богини. Она предстает в образах старухи, зрелой женщины и девушки, сидящих у источника жизни, расположенного у корней мирового древа. Это древо известно нам больше под скандинавским именем Иггдрасиль, и женские божества у них звались норны, но у славян тоже были подобные представления. Громобой, герой «Весны незнаемой», смотрит на могучую реку, текущую на север: «…там, на полуночи, куда стремился Светлый Истир, ему виделось само Мировое Дерево, небесное отражение земной священной реки. Корни его терялись в подземельях, ветви простирались над всем земным миром, а вершина уходила в небо».
Дева будущего прекрасна, но жестока и мстительна. Она не разрешает Зимобору любить земных девушек. Вся его жизнь должна быть посвящена ей. На помощь Зимобору приходит княжич Лютомир, герой «Ночи богов». Лютомир усмирил деву будущего. Он сын бога Велеса, способный оборачиваться белым волком, живет в лесу и воспитывает молодежь племени, готовя к взрослой жизни. Посвящение в мужчины уходит корнями в архаическую историю человечества. Все человечество на определенных этапах истории (при первобытнообщинном и родовом строе) прошло через это посвящение. В любом племени существовал институт особых мужских домов, где собирались лучшие охотники, вожди племени, и там подростки проходили посвящение в охотники. После этого они становились полноценными членами племени, могли завести семью, принимали участие в совете племени. Мужской дом находился вне основного поселения, в лесу. Лесу тоже отводилась роль страшная и загадочная – границы обитаемого, привычного человеческого мира. Тех, кто не проходил посвящение, изгоняли. Они становились изгоями, лишались защиты рода. Образ леса на той, другой, отличной от обыденной стороне – это образ иного мира. Его обитатели влияют на жизнь живых людей, энергии миров взаимодействуют, биение горячего человеческого сердца решает судьбы народов.