Портал в миры фантазии. Сборник рецензий - стр. 18
Время действия произведений Екатерины Дворецкой примерно – восьмой-девятый века нашей эры, конец «темных веков» европейского Средневековья. В Западной Европе возникла империя Карла Великого, в восточной – Великая Моравия, на Руси – Древнерусское государство.
Дворецкая пишет о дохристианской Руси. Органичная составляющая ее книг – мистическая сторона жизни наших далеких предков. В ее произведениях действуют волхвы, князья, могучие воины, девы, обученные ворожбе. Они перемещаются через грань, отделяющую реальный мир от потустороннего, борются с силами, враждебными живой человеческой жизни и любви. Дворецкая пытается заглянуть в души наших предков. Перед читателем ее романов проходит круговорот времен года. Ритуалы, которыми славяне встречали и провожали их, подробно описаны автором. Герой «Утреннего всадника», молодой княжич Светловой полюбил саму богиню весны – Лелю. Боясь разлуки с ней, он разбивает каменную чашу, чашу Судеб, воплощающую смену времен года. Так был остановлен годовой круговорот. Весна осталась плененной на земле. Но принесло ли это счастье людям? Нет, их жизнь замерла в мрачном холоде и тоске. Надо восстановить изначальную гармонию устройства мироздания. Кто может это сделать? Конечно, люди, герои романа «Весна незнаемая», состоящего из двух книг: «Зимний зверь» и «Перекресток зимы и лета». В путь пускаются князь Огнеяр, кузнец Громобой и купеческая дочь Веселка. Князь Огнеяр – оборотень, сын бога Велеса. Он может превращаться в волка с багровыми глазами, и в человеческом образе у него остаются нечеловеческие глаза и волчьи клыки. Его дружина виртуозно подражает волчьему вою. Кузнец Громобой – сын Перуна и тоже оборотень. Его вторая ипостась – рыжий жеребец. Путь героев проходит не только по мертвой замерзшей земле – они переходят грань реального мира, попадают в подземелья Велеса, поднимаются на небо к Сварогу. Спасение людей и обитаемой земли зависит от исхода поединка героев и их божественных отцов – Перуна и Велеса. Молодым людям удается собрать осколки чаши Судеб и восстановить годовой круг. Неразделима связь земного и сакрального миров, где обитают славянские боги, но их существование и временами спасение зависят от людей больше, чем от богов. Смертные люди с горячими сердцами могут пожертвовать собой и отвести беду от своего мира.
Язык романов Дворецкой – плотный, неторопливый, насыщенный реалиями жизни, которую она описывает. В конце романов дается список старых слов и понятий, которые автор включает в свои произведения. Елизавета погружает читателя в жизнь описываемой эпохи вплоть до мелких деталей. В ее романах наряду с героями действуют домовые, оборотни, русалки, кикиморы, упыри, берегини и славянские боги. Мир славян-язычников воссоздан ярко и подробно. Песни и заклинания органично вплетены в авторский текст. Жизнь, отдаленная от нас примерно тысячелетием, притягивает внимание читателей бурными страстями, мистическими прозрениями, обжигающей любовью и простой житейской правдой. Князья и воители умеют заглянуть за грань, отделяющую жизнь от смерти, но они заботятся об окружающих их людях и поддерживают равновесие мироздания.