Размер шрифта
-
+

Портал в миры фантазии. Сборник рецензий - стр. 15

Синицын О. Г. Скалолазка и мировое древо: фантастический роман/ Олег Синицын. – М.: Армада, Альфа-книга, 2006. – 379 с.: ил.

Дева-скальд

о творчестве Елизаветы Дворецкой

Мифы возникли в далекой древности, в период формирования человечества. Мифы – священные рассказы племени, они непосредственно связаны с ритуальными, моральными, практическими действиями людей. На мифах и священных преданиях была построена социальная организация людей, например, касты в Индии. Мифы разных стран и народов различают в зависимости от содержания и наслоившихся влияний. Развитая мифология существовала в Вавилоне, Египте, Греции, Риме, а также у аборигенов Австралии, в иудаизме, исламе, христианстве. Но и сейчас обращение к древним представлениям о мире позволяет выделить смысловые слои и создать археологию мифов. Отзвуки давно минувших времен, пережив века, сохраняются в виде устаревших выражений, оборотов речи, образов, символов, примет и суеверий. Религиозно-мифологические представления о природе и вселенной отличаются необычным многообразием и пестротой. Но из необъятной и разнородной массы этих представлений достаточно отчетливо выделяется ограниченное число основополагающих универсальных космологических идей. Они присущи большинству народов и культур. Это типы мифов: о мироздании, о потопе, о герое, о конце света (эсхатологический тип). Греко-римские и библейские мифы пронизывают нашу культуру, их герои упоминаются в произведениях классической литературы. Так, например, греческая, а значит, и европейская литература началась великими произведениями «Илиада» и «Одиссея», которые мы знаем и читаем до сих пор.

В 1922 году появился роман ирландца Джеймса Джойса «Улисс» (имя Одиссея в римском мире). Такова европейская традиция, которой больше трех тысяч лет, фундамент нашей культуры. Что же такое миф? Детство человека и человечества, священная история, образ и идеал, данный нам для того, чтобы мы сверяли свою жизнь с высокими нравственными принципами. Сейчас, на современном этапе развития нашего общества, когда социальные и нравственные ориентиры размыты, наблюдается всплеск интереса к изучению древних мифов. Это объясняется желанием дойти до сути, обрести твердую духовную опору в связи с мировой культурой и историей. Мифы опять вводятся в круг интересов образованного культурного человека.

Для современной литературы характерно обращение к мифам, цитаты из них рассыпаны по текстам произведений. Читатель находит мифологические образы, вплетенные в ткань литературного произведения в яркой, красочной, запоминающейся, афористичной форме. В литературе двадцатого века мифология переживает новое рождение. Миф возрождаться как основа романтического сюжета, наполняет его поэзией и глубинным смыслом. В российской литературе это сделал Чингиз Айтматов – «Белый пароход», «Плаха», «Пегий пес, бегущий краем моря». В латиноамериканской литературе в стиле магического реализма творили Маркес, Амаду, Борхес, Коэльо. Их герои живут в реальном мире, но мышление их мифологично, а повседневная жизнь, описанная в романах, оказывается причастна актам космогонии. В древний мифологизм уходят корни произведений североамериканцев и народов Сибири, рассказы о единстве природы, ответственности каждого человека за гармонию мироздания.

Страница 15