Политическая наука №2 / 2013. Религия и политика - стр. 52
Philo G. Seeing and believing: The influence of television. – L., N.Y.: Routledge, 1990. – vii, 244 p.
Rai M. Hindu rulers, Muslim subjects. Islam, rights, and the history of Kashmir. – L.: Hurst & Company, 2004. – 335 p.
Rajagopal A. Politics after television. Hindu nationalism and the reshaping of the public in India. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2001. – 393 p.
Ramaswamy S. The goddess and the nation. Mapping mother India. – Durham; L.: Duke Univ. Press, 2010. – 379 p.
Sopher D.V. The message of place in Hindu pilgrimage // The national geographical journal of India. – Varanasi, 1987. – Vol. 33, N 4. – P. 353–369.
Tamoso Deep. – 04.06.2009. – Mode of access: http://tamosodeeep.wordpress.com/2009/06/04/zakir-naik-a-very-clever-fraud/ (Дата посещения: 15.12.2012.)
Wayne W. Psychology. Themes & variations. – Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Company, 1995. – 707 p.
Католицизм и современность: Демократия в социальной доктрине Римско-католической церкви48
О.Г. Харитонова
Одной из крупных трансформаций в ХХ в. стало преображение Римско-католической церкви (РКЦ) из консервативного защитника Ancien Régime и союзника авторитарных режимов в ведущего апологета социальной и политической справедливости, прав человека и демократии. Однако первоначально принципы католического социального учения одинаково успешно использовались христианскими демократическими и авторитарными движениями. Это было следствием аморфности официальной доктрины Ватикана, стремящегося предотвратить возникновение «впечатления прямого вмешательства в политику и сохранить внутри церкви все гетерогенные политические тенденции католицизма» [Almond, 1948, p. 50]. Несмотря на разнообразие католических взглядов, рассмотрение именно официальных документов курии позволяет проследить траекторию изменений в социальной политике РКЦ. Социальная доктрина представляет собой не набор архивных документов, не католическую догму, а продолжающийся церковный дискурс, устойчивость которого обусловлена регулярным обновлением. Именно поэтому многие ее положения образуют для современных политиков востребованный источник заимствований в целях преодоления идеологического кризиса.
Как писал Монтескье в «Духе законов», «католическая религия более согласуется с монархическим образом правления, а протестантская – с республиканским». Основным свидетельством антилиберализма РКЦ в ХIX в. было негативное отношение к вопросу об отделении церкви от государства. Папа Пий IX (1846– 1878) не только собрал Первый Ватиканский собор, который принял догмат о папской вероучительной непогрешимости, но и выпустил в 1864 г. «Перечень заблуждений» («