Политическая наука №2 / 2013. Религия и политика - стр. 53
Основы для развития двойных толерантностей и католического либерализма были заложены папой Львом XIII (1878–1903). Церковь, чтобы «выйти из тени», должна была высказать свою позицию относительно модернизации, промышленной революции, капитализма, социализма, новых отношений между людьми и др. Поворотным пунктом стала энциклика «Rerum Novarum» (RN) о положении трудящихся, которая, по мнению З. Кало, «ознаменовала пробуждение церкви перед лицом индустриализации и связанных с ней проблем» [Calo, б.г., p. 12]. Она стала первой попыткой Ватикана систематически рассматривать современность и сконструировать рамки для осмысления взаимоотношений между христианством и современными политическими и экономическими институтами, а также применения католических идей к современным политическим и экономическим моделям.
Документ продемонстрировал антисоциалистические взгляды церкви: «Социалисты предлагают уничтожить частную собственность… но предложения эти непригодны… и несправедливы» [RN, 1891, p. 2]. По мнению РКЦ, «собственность согласна с законами природы» [RN, 1891, p. 3], и «великим заблуждением [является то], что один класс общества естественно враждебен другому, что сама природа велела богатым и бедным постоянно воевать друг с другом» [RN, 1891, II 2].
Энциклика заложила основы «третьего христианского пути», направленного на преодоление недостатков и капитализма и социализма и предполагающего сохранение частной собственности в сочетании с долей государственного вмешательства, «согласующегося со здравым смыслом, с естественным законом и с предписаниями Божественной мудрости… и ведущим к общественному и частному благу» [RN, 1891, III]. Относительно церкви она гласит, что «в ее помощи никогда не будет недостатка, и вмешательство ее будет тем плодотворнее, чем меньше стеснена ее свобода действий» [RN, 1891, IV]. Хотя в документе ничего не говорится об отношении к демократии, можно все же отметить поддержку Львом XIII развития гражданского общества. Исходя из позиции, что «разъединенные рабочие ничем не защищены от бессердечия хозяев и жестокости неограниченного соперничества» [RN, 1891, I], он считает, что «вступать в общества – естественное право человека, государство же обязано охранять естественные права, а не нарушать, [так как] запрещая союзы, оно пришло бы в противоречие с основным принципом своего существования» [RN, 1891, IV].