Размер шрифта
-
+

Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века) - стр. 16

2. Пьянство есть помрачение ума, потемнение рассудка, потеря сознания, ибо от желудка, переполненного вином, винные пары поднимаются в голову и действуют на мозг и возмущают ум. Поэтому многие в состоянии опьянения не помнят себя, сами не знают, что делают и что говорят, точно безумные, и, какое бы ни случилось с ними зло, бесчестие или побои, назавтра они ничего не помнят.

3. Пьянство есть бесстыдство: пьяный никогда не стыдится, но, потеряв совесть, произносит скверные, хульные, нелепые, оскорбительные для целомудренного слуха речи, уста его бывают подобны стойлищу скотскому, наполненному смрадною нечистотою, а язык – лопате, которая выбрасывает эту нечистоту.

4. Пьянство есть несоблюдение тайны. Пьяный откровенно рассказывает всем и каждому все те тайны свои или чужие, которые тщательно скрывал в глубине души своей, сохраняя их в молчании, когда был трезв.

5. Пьянство есть возбуждение плотской похоти, почему и увещевает апостол: И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство (Еф. 5, 18).

6. Пьянство есть яд змеиный, есть ярость, гнев, вражда, ссоры, брань и кровопролития.

7. Пьянство есть повреждение здоровья, изнеможение телесных сил, дрожание рук, головная боль, ослабление зрения, страдание желудка, стоны, немощи, преждевременная старость, умаление лет жизни и несчастная смерть.

8. Пьянство есть расточение имущества, потеря богатства, лишение выгод, ибо много людей, которые из-за пьянства от большого богатства пришли в последнюю нищету.

9. Пьянство есть утрата спасения. Как вещественное богатство, так и духовные сокровища расточаются от пьянства, потому что пьяный имеет дерзость на все грехи.

10. Пьяница, преступая заповеди Божии, возбуждает на гнев Самого Бога своими грехами. Вот почему вопиет Исаия пророк: Горе возстающим заутра и сикер гонящим, пиющим до вечера: вино бо сожжет я (Ис. 5, 11).

11. Пьянство есть всеконечная погибель души… Другие грешники, когда настанет их смертный час, могут каяться и сожалеть о грехах своих, потому что их ум трезв, а умирающий пьяница как может покаяться, когда он не помнит себя, когда он не сознает, что наступает его смерть, которой он вовсе не ожидал? А для умирающего без покаяния – геенна! Вот каковы плоды пьянства.

Справедливо святой Златоуст считает пьяниц хуже псов и других бессловесных животных: «Никакое животное, – говорит он, – не ест и не пьет более того, чем сколько требует его природа. А пьяница и без принуждения все больше и больше наполняет свое чрево, пока не повредит сам себе»[9].

А как оскорбляет пьяница своего Ангела Хранителя, так это и описать трудно. Пьянством мы отгоняем от себя Ангела Хранителя и привлекаем к себе злого беса, чрез пьянство приближаемся к аду, не имея в устах своих слова Божия чрез пьянственную гниль. Таким образом, удаляясь от Ангела Хранителя, пьяница поступает во власть сатаны, который и начинает его тиранить и разжигать в нем все нечистые страсти.

Страница 16