Письма с Афона в Россию (XIX-начало XX века)
1
В большинстве рукописей, которые использовала редакция при составлении сборника, подписи в письмах были опущены; такие случаи, а также пропуски текста мы обозначили знаком <…>. Текст писем редакция снабдила заголовками, ссылками на Священное Писание; цитаты из Библии даны с сохранением авторских особенностей цитирования. – Примеч. ред.
2
См.: Жизнеописание иеросхимон. Иеронима. М., 2012. С. 130–131.
3
Там же. С. 128.
4
Там же. С. 130.
5
Жизнеописание иеросхимон. Иеронима. С. 433.
6
Дмитриевский А.А. Русские на Афоне. СПб., 1895. С. 3.
7
Преп. Исаак Сирин. Слово 7. О грехах произвольных, непроизвольных и совершаемых по какому-нибудь случаю. – Примеч. ред.
8
Синаксарь в субботу мясопустную. – Примеч. ред.
9
Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения. СПб., 1888. С. 76–80, а также: Свт. Иоанн Златоуст. Слово против упивающихся и о воскресении, 2. – Примеч. ред.
10
В письмо включены фрагменты из части II, главы 3 творения свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную». – Примеч. ред.
11
Письмо Павлу Козмичу основано на размышлениях свт. Феофана Затворника о скорбях человеческих и несении креста. См., например: Свт. Феофан Затворник. Созерцание и размышление // Домашняя беседа. Вып. 33. 1873. С. 790–791. – Примеч. ред.
12
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам, 20, – Примеч. ред.
13
Жупел – горящая сера или смола. – Примеч. ред.
14
Последний абзац – приписка к письму другим почерком. – Примеч. ред.
15
Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание Ефесянам, 20, 1. – Примеч. ред.
16
Свт. Иоанн Златоуст. Книга о девстве, 40. – Примеч. ред.
17
Приписка к письму другим почерком. – Примеч. ред.
18
То есть сновидение. – Примеч. ред.
19
В письмо включены выдержки из труда свт. Тихона Задонского «Об истинном христианстве» (книга II, статья 5, глава 11, § 423). – Примеч. ред.
20
Истый – ревностный, самый настоящий, такой, какой должен быть. – Примеч. ред.
21
То есть людей, не имеющих страха Божия. – Примеч. ред.