Письма - стр. 31
Спасайся.
Письмо пятнадцатое
Истинно спасаются только кающиеся, а не кающиеся – погибают
Понеже печаль, яже по Бозе, покаяние нераскаянно во спасение соделовает[166], по апостольскому учению, то в сей нужно нам всегда поучаться и иметь ее, да принесем Господу нашему жертву живу – дух сокрушен. Того ради и я еще о том же пишу, да вкоренится она в сердцах наших, – что наипаче от рассуждения Божиих свойств почерпаю и тебе сообщаю.
1) Из Святого Писания видим, что Бог наш так велик есть, что весь свет и вси языки[167] пред Ним как ничто; когда вси люди и весь свет как ничто пред Ним, кольми паче един человек. Но сия бедная тварь, малая горсть земли, прах и пепел, так великого Бога, когда грешит, раздражает. Кто дерзнет земного царя раздражить? Бога, Царя небесе[168] и земли, непостижимого в величестве, человек смертный не боится раздражать.
2) Бога нашего так страшная[169] слава есть, что Его вси Ангели боятся и трепещут, повеления Его с радостию и со усердием исполняют, поклоняются Ему и Трисвятую песнь поют Ему: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полны суть небеса и земля славы Его[170]. Человек, земля и пепел, не трепещет славы Его, но не престает раздражать Его!
3) Бог наш везде и на всяком месте есть: почему, когда человек грешит, пред Богом грешит, а тако не отдает Ему должного почитания. Кто дерзнет пред царем земным бесчинствовать? Разве безумный. Ибо бесчинием бесчестие и досаждение царскому лицу делается. Человек согрешающий не стыдится и не ужасается пред Божиим присутствием бесчинствовать, и тако бесчестие и досаждение Ему показывает.
О, когда бы показалася хотя мало человеку Божия слава, неотменно бы пал бездыханным, якоже апостоли, услышавше только Божий глас, пали ниц и убоялися зело