Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 59
В претензиях к С. Т. Разину новые власти писали: «А в 7178 (1670) году, придя на Дон, ты, злодей, вместе с приверженными тебе казаками, забыв страх божий, отступя от святой католической апостольской церкви, говорил про спасителя нашего Иисуса Христа всякие богохульные слова и не велел ставить церквей на Дону и служить в тех, которые имелись, и прогнал священников всех…».
В мае 1682 лидеры раскола заявили: «Мы пришли бить челом об исправлении веры, ибо введена новая вера» и стал читать свою челобитную.…», потребовали ответа «для чего власти веру, старую, истинную отвергли, и возлюбили новую Латинско-Римскую?». (Карташов А. В. Т. 2)
7193.1684. Декабря 24. Патриарший, объявленный Стрелецкому Приказу.
О запрещении чинить игрища 24 Декабря в навечерие Рождества Христова, так же и в продолжение святок. (ПСЗРИ. Т 2. 1101)
7193.1684. Декабря 24. Именной. О наказании рассевающих и принимающих ереси и расколы. (ПСЗРИ. Т 2. 1102)
7 апреля 1685 года (7193 года от сотворения мира) правительство царицы Софьи, издало «12 статей» на основании которых тысячи старообрядцев будут преданы различным казням, сожжениям живыми в срубах, изгнаниям, тюрьмам, пыткам, лишению имущества. Открыто критикующих церковные реформы, «производящих в народе соблазн», если не покоряться «жечь в срубе». Под пытками раскаявшихся, но потом вновь вернувшихся к старой вере «казнить той же смертию». Если кто из христиан перекрещивал крещеных в новой церкви то их «казнить смертию». Если кто-то из перекрещивающих раскается, то разрешается исповедать, причастить его, а затем «казнить тою же смертию без всякого милосердия». Покрещеных в древней православной вере «если останутся упорными, казнить смертию». Если кто тайно будет содержать старую веру, того бить кнутом и ссылать в отдаленные места. Бить кнутом и батогами тех, кто окажет, хотя какую-нибудь милость древлеправославным христианам: дадут им или поесть, или только испить воды. Ссылать и бить кнутом и таких людей, у которых староверы только приютились.
«По приблизительной статистике до 1690 года в таких самосожжениях покончило с собой больше 20000 человек». (Карташов А. В)
«Таким образом, было гонение повсеместное. Оно принесло горькие плоды: изуверы ожесточились более прежняго; многочисленными толпами нападали на монастыри, целые месяцы отбивались от царских войск; наконец доведенные крайности, гибли в пламени зажженных ими церквей. Грустно читать подобныя события, и тем виновнее кажутся тогдашние законодатели». (Н. Г. Устрялов)