Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 58
«Всего же иноземных архиереев присутствовало теперь на Соборе двенадцать, чего прежде никогда у нас не бывало». (Митрополит Макарий) Отстаивали они строго латинские взгляды и ошибочность православных догматов. Евфимий в 1687 году доказывает «что яд „латинской ереси“ притек в Россию с Украины, что еретиками были все киевляне со времен Петра Могилы, а их московские сторонники, начиная с Полоцкого и Медведева, объявлялись агентами пошатнувшихся в вере киевлян и злокозненных иезуитов» (А. П. Богданов)
После прихода к власти Иоакима Симеону Полоцкому «удается открыть при дворце „верхнюю“ типографию, свободную от цензуры патриарха, то есть от его благословения, что недопустимо для православного человека. В этой типографии Симеон Полоцкий как настоящий базилианин, в первую очередь радеющий о введении нового типа образования, печатает составленные им лично учебники („Букварь языка славенскага“ для малолетнего Петра I) и другие книги собственного сочинения, имеющие педагогическую направленность». (Н. Г. Устрялов)
В 1676 на Сейме приняты постановления, ущемлявших права православного населения Речи Посполитой. Православным всех сословий, под опасением смертной казни и конфискации имущества (sub poena colli et confiscationis bonorum), запрещалось выезжать за границу Польского государства.
Кандидат Петра на патриарший престол Маркелл (умер 1698) происходил из греков или задунайских славян, с 1680 архиепископ Суздальский, с 1682 митрополит Псковский, с 1690 Казанский. (Гордон. Дневник. 1690—1695)
Симеон Полоцкий – Симеон Емельянович Петровский-Ситианович (1628 г.р).
«Родившийся в Киеве в 1681 году, Феофан Прокопович принадлежал по своему происхождению к сфере польских влияний, а по воспитанию – к католической церкви.
Прокопович… круглый год воздерживался от мясной пищи, но на стол у него ежегодно шло 1500 штук семги, 21 000 сигов, 11 пудов икры, 11 бочек всякой копченой рыбы и т. д. Епископ рязанский и московский Стефан Яворский – также дитя Киева и воспитанник иностранных школ». (К. Валишевский. Петр Великий)
Кимры
«В Сибири и пределах новгородских, на Дону и в Москве раздавалась раскольничья проповедь, что патриарх не патриарх, потому что заразился латынскою ересью». Шляхтич Попара писал: «У папы, цесаря, королей французского и польского положено: если война с турками и у цесаря с французом прекратится, то всем сообща войною и всякими вымыслами внести в Московское государство католическую веру; многие иезуиты, которые в Москве были, предложили к тому способы, и многие охотники собираются о том радеть и присягают, что это дело могут в Московском государстве совершить в короткое время…