Петр Великий. Первый полицейместер - стр. 57
Среди французских источников во время визита Петра I, сообщения в газете «Nouveau Mercure» за май-июнь 1717, выдержанные в духе официальной лести наиболее подробны. К майскому номеру газеты ее издатель аббат П.-Ф. Бюше приложил «Краткий очерк истории царя Петра Алексеевича, с описанием нынешнего состояния Московии и того, что произошло наиболее примечательного со времени его приезда во Францию до сегодняшнего дня». В «Nouveau Mercure», в июне 1717, сообщаются подробности строительства Петербурга. «Начало этого нового города стоило жизни более чем 200 тыс. этих несчастных (работников, согнанных со всех концов страны), которые были вынуждены работать без отдыха, не имели пропитания, не имели даже ни палаток, ни хижин, где бы могли расположиться», писал Руссе де Мисси. У Геркенса названо число жертв строительства новой столицы «свыше ста тысяч человек», у Вебера «едва ли не сто тысяч человек». (Мезин С. А. Взгляд из Европы)
7. Новая человеческая общность и Желтая звезда
«Хотя и, правда, что они признают Римско-Католиков Христианами, однако считают их учение преисполненным бесчисленных заблуждений, и потому, наравне с другими, переходящими в их Веру, крестят их еще раз, называя их Латинами, по причине языка, который те употребляют при богослужении, и чувствуют к их способу причащения такое отвращение, что нет ничего хуже, как быть, по их понятию… Лютеран и Реформатов Pyccкие терпят более других, хотя они их считают бусурманами (Surmanni), погаными (pagani) или язычниками (Hedningar), так что тиран Иван Васильевич сам сказал, что Лютеранская Вера всех ближе к истине, и потому может быть терпима». (Генрих Седерберг)
Революционеры отменили прежнюю веру.
Курляндский аристократ Яков Рейтенфельс пишет, что «нынешний царь» решил нанять священников для свержения Никона. После чего регламент кардинально поменялся и теперь патриарха московского (Иоакима) избирают из числа базилианских монахов. Вместо православного жезла с осьмиконечным крестом в руки патриарху теперь вручается епископский посох. Каноническая православная символика приобретает латинские черты. Он сообщал, что в столице живет «писатель, монах базилианского ордена Симеон, в высшей степени преисполненный латинской учёностью». Симеон Полоцкий посвятил одно свое произведение малолетней царевне в сборнике панегириков и окказиональных стихов «Рифмологион» – «Вручение книги „Венца веры“ благородной и благоверной государыни царевне великой княжне Софии Алексеевне» (Я. Рейтенфельс)
Описывая Соборы 1666—67 годов, историки отмечают засилье западно-русских и иноземных церковников. Церковный Раскол 17 века до сих пор является неразгаданной исторической загадкой. Никон оставался патриархом вплоть то 1676 года. (Митрополит Макарий)