Первое житие святого Антония Падуанского, называемое также «Легенда Assidua» - стр. 24
4. Брат же Грациан, дивясь столь исключительному благочестию, внял просьбам человека Божия и, взяв его к себе, препроводил в Романью. 5. Когда человек Божий Антоний прибыл туда[64], то, получив по воле Господа разрешение, благочестиво отправился в пустынь Монтепаоло, чтобы, оставив мирские волнения, преисполниться царившим в ней покоем.
6. Покуда Антоний оставался (Vlg: ср. Мф 25, 5) в этой пустыни, один из братьев соорудил себе в некой пещере келью для молитвы, чтобы ничто не препятствовало ему там посвящать себя Господу. 7. Человек Божий однажды приметил то место и, сочтя его чрезвычайно подходящим для молитвы, стал умолять брата уступить келью. 8. Получив же это прибежище мира, раб Божий Антоний ежедневно, исполнив обязанность утренней общинной молитвы[65], уходил в келью, взяв с собой маленький кусочек хлеба и сосуд с водой[66]. 9. И там он проводил весь день в уединении, заставляя плоть служить духу; однако, соблюдая предписания святого устава, всегда возвращался ко времени собрания общины[67].
10. Не раз бывало, что, услышав колокольный звон[68], хотел он присоединиться к братьям, но поскольку тело его было истощено бдениями и умерщвляемо воздержанием, не удержавшись на ногах, он падал на дорогу. 11. Действительно, иногда он воздержанием так обуздывал (ср. Пс 31, 9; Vlg: Иез 29, 4) свою плоть, что без помощи братьев, как свидетельствует один из бывших там[69], не смог бы вернуться в пустынь.
8. Как братьям открылась его ученость
1. По долгом времени (Мф 25, 19; Vlg: Тов 1, 18) случилось братьям отправиться в город Форли, чтобы принять рукоположение. 2. И сошлись там по этому случаю многие братья – францисканцы и доминиканцы; между ними пришел и (Иов 1, 6) Антоний.
3. Поскольку все собрались, и уже подошло время для рукоположения, министр той обители[70], как обычно, начал просить присутствующих братьев из Ордена проповедников[71] наставить жаждущих словом спасения (Деян 13, 26). 4. Когда же все они единодушно объявили, что никто из них не хочет и не должен проповедовать без предварительной подготовки, министр обратился к брату Антонию и повелел[72] возвестить собравшимся братьям все, что напомнит ему Дух Святый (ср. Ин 14, 26).
5. Министр даже не верил, что брат знает Писание, и не думал, что тот читал что-либо еще, кроме потребного для церковного служения[73]. Надежда его основывалась на одном-единственном благоприятном впечатлении: министр слышал, как он, если была в том нужда, грамотно говорил по-латыни