Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов - стр. 39
Нравственное чувство может рассматриваться как способность отражать существенные и несущественные стороны этического содержания человеческих отношений в непосредственных формах конкретных переживаний. Нравственное чувство проявляется в процессах восприятия и понимания смысла человеческих поступков, субъективного переживания нарушений моральных норм и нравственно несовершенных действий. Для нравственных чувств характерна социальность их общей природы и сдержанность частных проявлений. Нравственные чувства в целом оказывают позитивное влияние на характер взаимодействия индивидов в группах. Нравственное чувство определяет качество воспроизводства эмоциональных компонентов сознания человека.
Нравственная воля есть способность действовать в направлении осуществления этически обоснованной цели на основе морально допустимых средств вопреки внешним препятствиям и различным трудностям. Сила нравственной воли означает меру индивидуальных усилий, ориентированных на утверждение в действительности приоритетов морали, устранение посторонних помех, преодоление непозволительных соблазнов. Благодаря нравственной воле человек может принимать решения в нравственно противоречивых ситуациях посредством самостоятельного различения правильных поступков и неверных действий. Нравственная воля находит выражение в процессе целенаправленной деятельности, которая в свою очередь служит источником развития волевых компонентов сознания.
Взаимодействуя между собой под влиянием исходных потребностей и изменяющихся условий повседневной жизнедеятельности, мышление, чувство и воля в онтогенетической перспективе определяют структуру нравственного сознания. В структурном аспекте нравственное сознание охватывает и объединяет представления и интересы. В структуре нравственного сознания индивида выделяются общие этические представления, которые могут выступать в формах знаний и убеждений. Нравственные знания носят рациональный характер и являются формой сохранения ранее воспринятой этической информации и выдвинутых мышлением моральных идей. Нравственные знания в качестве информативной основы нравственного сознания и составной части мировоззрения служат эмоционально нейтральными ориентирами развития индивида, помогают ему понять мотивацию поведения других людей, выстроить систему личных и деловых отношений с ними.
На основе знаний постепенно могут складываться нравственные убеждения благодаря сочетанию и переплетению рациональных, эмоциональных и волевых компонентов сознания. Не все знания становятся убеждениями, и не все убеждения берут начало из системы знаний. Если убеждения усвоены стихийно в процессе общения или приняты некритически под влиянием средств информации, то такие убеждения могут не иметь под собой действительно надежной и достоверной основы знаний. Убеждения могут считаться достаточно обоснованными и продуманными только тогда, когда опираются на прочный фундамент научных знаний и общественной практики, который подкреплен и дополнен личным опытом человека, его собственными размышлениями и наблюдениями. Целенаправленное воспитание должно способствовать развитию нравственных убеждений, которые полностью осмыслены человеком и вполне осознано им приняты. Нравственные убеждения выражают субъективную сознательную уверенность индивида в целесообразности и правильности определенных элементов этических знаний, нравственных положений и моральных требований. Убеждения выступают в форме индивидуально специфического и эмоционально заряженного отношения человека к жизненно важным проблемам, которое превращается в общую установку и идеальную предпосылку действия.