Размер шрифта
-
+

Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть 1: учебник для вузов - стр. 41

Компоненты этических представлений, которые становятся значимыми для индивида или группы показателями, рассматриваются в качестве ценностей. Далеко не все нормы, идеалы и принципы, обоснованные в этике, приобретают значение ценностей в индивидуальном сознании. Индивид осуществляет нравственную оценку и субъективную интерпретацию общих установлений морали, отбирая из их числа приемлемые установки и придавая им ценностный смысл. В зависимости от характера нравственной оценки установки могут характеризоваться в качестве положительных или отрицательных ценностей. Ценностно-окрашенные положения морали влияют на отношение индивида к разным предметам и явлениям окружающего мира, к разным формам поведения, к разным людям и организациям. Система ценностей не является единой и одинаковой для всех людей, ибо выбор ценностных подходов человек осуществляет по своему усмотрению, и набор ценностных приоритетов у каждого человека оказывается своеобразным. Отдельные нравственные ценности могут признаваться многими, но при видимом сходстве взглядов разные люди на деле могут по-разному понимать одни и те же ценности.

Наряду с представлениями в структуре сознания индивида существуют особые нравственные интересы, которые вырабатываются в процессе мыслительной и поведенческой деятельности и становятся основными внутренними регулятивами ее направленности. Для индивидуальных интересов характерна избирательность, которая проявляется в предпочтении одних моральных ценностей другим моральным ценностям, определенной системы этических взглядов другим системам этических знаний. Интересы содержательно направляют и активно стимулируют развитие структурных компонентов нравственного сознания индивида. Нравственные интересы подкрепляются эмоционально-волевой активностью сознания и приобретают значение ведущих мотивов деятельности субъекта.

Структурные элементы нравственного сознания в виде представлений и связанных с ними интересов являются результатами его функциональной активности в процессе поэтапного развития. Активность нравственного сознания определяет его моральную силу, которая связана с уровнем развития его структуры и функций. Моральная сила тем выше, чем последовательнее мышление, точнее чувство и крепче воля человека в процессе осуществления нравственно значимых целей. Моральная сила проявляется в решимости человека следовать нормам, идеалам и принципам морали в обыденной жизни. Благодаря моральной силе, которая дает человеку убеждение в правильности своих поступков, возрастает продуктивность деятельности человека, устойчивость и осознанность его поведения.

Страница 41