Размер шрифта
-
+

Память и идентичность - стр. 18

В тайне Искупления победа Христа над злом дана человеку не только ради его личной пользы, но и как задание. Человек принимает его, вступая на путь внутренней жизни, то есть на путь сознательной работы над собой – той работы, Наставником в которой является Христос. Евангелие зовет человека идти именно этим путем. Христово «Следуй за Мной!» звучит на многих страницах Евангелия и обращено к разным людям – не только к тем среди галилейских рыбаков, которых Иисус зовет стать Его апостолами (ср. Мф 4, 19; Мк 1, 17; Ин 1, 43), но, например, к богатому юноше, о котором упоминают синоптические Евангелия (ср. Мф 19, 16–22; Мк 10, 17–22; Лк 18, 18–23). Беседа Иисуса с этим юношей – один из ключевых текстов, к которым постоянно так или иначе приходится возвращаться, как, например, я сделал это в энциклике «Veritatis splendor» (пп. 6–27).

«Следуй за Мной!» – это приглашение вступить на тот путь, по которому нас ведет внутренняя динамика тайны Искупления. Этот путь описан в широко распространенном в трактатах о духовной жизни и мистическом опыте учении о трех этапах, которые должен пройти человек, желающий «подражать Христу». Эти три этапа иногда называют «путями». Речь идет о пути очищения, просвещения и соединения. Но это не три различных пути, это три этапа одного и того же пути, на который Христос призывает каждого человека, так же, как когда-то Он призвал евангельского юношу.

На вопрос юноши: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» – Христос отвечает: «Если хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф 19, 16–17). А когда юноша спрашивает, какие, Христос просто напоминает ему главные заповеди Декалога, прежде всего заповеди так называемой второй скрижали, то есть относящиеся к обращению с ближними. Однако известно, что в учении Христа все заповеди сводятся к заповеди любить Бога превыше всего, а ближнего – как самого себя. Он красноречиво обращает на них внимание и законника, спросившего Его о самой главной заповеди (ср. Мф 22, 34–40; Мк 12, 28–31). Соблюдение заповедей, если они поняты правильно, – синоним очищающего пути, что значит преодоление греха и нравственного зла во всем многообразии его форм. А это ведет к действенному внутреннему очищению.

В то же время очищающий путь способствует раскрытию ценностей. Следовательно, можно сказать, что он органически переходит в путь просвещающий, поскольку ценности – это источники света, освещающие бытие, а по мере работы человека над собой они все ярче сияют на горизонте его жизни. Когда человек соблюдает заповеди (что прежде всего имеет очищающее значение), в нем в то же время развиваются добродетели. Так, например, соблюдая заповедь «Не убий!», человек открывает ценность жизни в различных ее проявлениях и учится все более уважительно относиться к жизни. Соблюдая заповедь «Не прелюбодействуй!», человек возрастает в добродетели чистоты, то есть все более ясно понимает, как бескорыстно прекрасно человеческое тело, мужественность и женственность. Именно эта бескорыстная красота становится светом для его поступков. Соблюдая заповедь «Не лжесвидетельствуй!», человек учится добродетели правдивости. Он не только исключает из своей жизни ложь и любой обман, но развивает в себе некий «инстинкт правды», которым руководствуется во всех своих поступках. И когда он так живет, следуя истине, в его человеческом естестве словно отражается естественная подлинность.

Страница 18