Память и идентичность - стр. 16
Можно сказать, что во всей соборной конституции «Gaudium et spes» развивается определение мира, которое присутствует в самом начале документа: «Собор принимает во внимание мир людей, или всю человеческую семью в ее целом со всем тем, чем она живет; мир, представляющий собою арену истории рода человеческого, запечатленный его трудами, поражениями и победами» («Gaudium et spes», 2).
Просматривая страницы «Gaudium et spes», отмечаешь, как постоянно повторяются ключевые понятия: Крест, Воскресение, Пасхальная тайна. Все вместе они означают Искупление. Мир искуплен Богом. Схоласты cформулировали это как «status naturae redemptae» – «состояние искупленной природы». Хотя дословно собор почти не использует само слово «искупление», о нем говорится во многих местах. В соборном понимании Искупление носит пасхальный характер и связано с кульминационным моментом, которым является Воскресение. Был ли какой-либо довод, убеждавший в этом? Познакомившись ближе с восточным богословием, я лучше понял, что в основе такого понимания лежала важная вселенская особенность. Духовность великих Отцов христианского Востока находит свое выражение в акценте на Воскресении.
Если Искупление и является этим Божественным пределом, положенным злу, то не по какой иной причине, а исключительно потому, что в нем радикальным образом зло превозмогается добром, ненависть – любовью, смерть – Воскресением.
5
Тайна искупления
В свете этих размышлений видится необходимость несколько более полного разъяснения природы искупления. Чем является спасение в контексте той борьбы добра и зла, в которой существует человек?
Эту борьбу иногда представляют в образе весов. Пользуясь этим символом можно сказать, что Бог, принося в жертву на кресте Своего Сына, возложил на чашу добра это обладающее бесконечной ценностью умилостивление, чтобы оно всегда в конце концов перевешивало. Слово «Искупитель», которое в польском языке звучит как «Odkupiciel», происходит от глагола «выкупить» (польск. «odkupiж») и в его корне есть что-то общее с «покупать» и «выкупать». То же самое можно сказать о латинском слове «Redemptor», этимологически связанном с глаголом «redimere» (выкупить). Этот этимологический анализ может приблизить нас к пониманию того, чем является искупление.
С ним очень тесно связано такое понятие, как прощение, а еще – оправдание. Оба эти слова принадлежат языку Евангелия. Христос прощал грехи, решительно подчеркивая, что Сын Человеческий имеет власть прощать грехи. Когда к Нему принесли расслабленного, Он вначале сказал: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк 2, 5), а потом добавил: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк 2, 11). Так Он косвенно отметил, что грех – большее зло, чем паралич тела. Когда же по Воскресении Он впервые явился в Иерусалимской Горнице, где собрались апостолы, Он показал им Свои пронзенные руки, ноги и ребра, а потом, дунув на апостолов, сказал им: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20, 22–23). Так Христос показал, что власть отпущения грехов, которой обладает лишь один Бог, передается Церкви. Так же Он еще раз подтвердил, что грех – самое большое зло, от которого человек должен быть освобожден, и в то же время показал, что сила освобождения человека от греха вверена Церкви благодаря искупительным страданиям и смерти Христа.