Отношения Учителя и ученика - стр. 34
Когда появляются такие знаки, благословение меняет поведение ученика и рождает непоколебимую преданность. Тогда просветленный ум Ламы смешивается с природой Будды ученика – они становятся неразделимыми. Таково высшее совершенство, которое невозможно обрести без благословения духовного мастера.
Второе, на что указывает Джамгён Конгтрул, – это способность ученика понимать взгляд Ваджраяны. Здесь он имеет в виду так называемое чистое видение (dag snang) – восприятие всех явлений как чистых. С таким подходом, свойственным только Ваджраяне, практикующий видит себя и всех существ как Йидамов, слышит все звуки как мантры, а внешний мир переживает как Чистую страну. Все формы в ней – это единство проявления и пустоты, все звуки неотделимы от пустоты, все мысли и чувства представляют собой изначальную мудрость – союз ясности и пустоты. Затем ученик должен быть способным включить это видение в практику фазы развития (bskyed rim) и завершения (rdzogs rim).
Третье, о чем пишет Конгтрул Ринпоче, что ученик на Алмазном пути должен быть свободен от сомнений в эффективности тантрической практики. Умственный настрой здесь чрезвычайно важен, потому практикующему требуется полное доверие к методам Ваджраяны – лишь тогда они приносят плоды. Например, если мы медитируем на Гуру Ринпоче, сомневаясь в его реальности или в эффективности самой практики, никакие результаты не появятся. Если же мы медитируем с полным доверием – мы достигнем результатов и получим благословение просветленного ума Гуру Ринпоче.
Четвертое важное качество ученика – это способность сохранять связь с учителем и Йидамом. Не нарушать самайи – значит не допускать четырнадцати коренных или восьми вторичных падений>67.
Конгтрул Ринпоче описывает тип людей, которых не следует брать в ученики на уровне Алмазного пути. Лама должен отказывать тем, кто ведет себя эгоистично, развивает высокомерие от изучения Дхармы или сомневается в Трех драгоценностях. Также лучше не рассматривать в качестве учеников нечестных или агрессивных людей и тех, кто недооценивает посвящения или неуважительно к ним относится.
Кюн Кхьен Лонгченпа в своей работе «Покоясь в природе ума» так описывает недостойного ученика:
«В противном случае причина всех ошибок – сам „неудачный“ ученик. У него нет ни стыда, ни скромности и мало сочувствия. Его тип (rigs), натура, поведение и возможности ни на что не годятся. И конечно, умы и действия учеников этого типа находятся под влиянием пяти мешающих чувств. Такие ученики не отличают Дхарму от ее противоположности, хорошие поступки от плохих. Они не заботятся о своих взглядах, связях и обетах. Нет ничего, что могло бы им помочь. Эти невежественные, неумные люди с трудом находят удовлетворение. Их гнев растет, а речь становится все резче и грубее»