Отношения Учителя и ученика - стр. 35
Джамгён Конгтрул уточняет, что обычно ситуация не такая однозначная. Редко можно встретить ученика, у которого найдутся все описанные выше хорошие качества или все плохие. У большинства потенциальных учеников Алмазного пути достоинства сочетаются с недостатками. При таких обстоятельствах ламам следует брать в ученики тех, кто искренне хочет практиковать Учение Ваджраяны.
Конгтрул также предлагает при выборе ученика как минимум смотреть на его умственные способности, как это рекомендуется в «Общей тантре»:
«Ученик без физических недостатков, наделенный исключительными благородными качествами, свободный от болезней, происходящий из уважаемой семьи, преданный и соблюдающий обеты, – редкость. Коротко говоря, все, кто уверен в Трех драгоценностях, вдохновлен поучениями Махаяны и накопил заслугу, – великие существа. По этой причине главное, чтобы ученик искренне стремился практиковать путь Тайной мантры Сугат. Тогда, даже если внешне он не очень привлекателен и не обладает благородными качествами, но при этом разумен, его следует привести на путь».
Так Конгтрул советует учителю мудрости принимать в ученики и вести за собой тех, кто обладает хотя бы упорством и сообразительностью.
8. Как следовать Учителю мудрости
Согласно Джамгёну Конгтрулу, отношения между учителем и учеником возникают и развиваются в два этапа. Сначала учитель мудрости и ученик должны тщательно проверить друг друга, а потом уже вступить в связь. Благодаря таким отношениям ученик достигает Просветления, а учитель выполняет свое обещание приводить всех существ к Просветлению. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы подобная связь не прерывалась и оставалась чистой, без загрязнений.
Он объясняет, почему так важно проверять отношения. Если учителю или ученику недостает мастерства, то они оба нарушат самайи и у них возникнет много проблем. Чтобы подчеркнуть важность хороших отношений между учителем мудрости и учеником, Конгтрул цитирует «Пятьдесят строф о преданности Гуру»:
«Поскольку Лама и ученик вместе будут переживать последствия нарушенных самай, то вначале воину следует проверить связь Мастера и ученика».
Конгтрул Ринпоче пишет, что если Лама дает посвящение ученику, который не в состоянии выдержать взятые на себя тантрические обязательства, то будущие перерождения такого ламы станут ухудшаться, достижение йогических совершенств надолго отложится, возникнет множество проблем и помех.
Ученика тоже поджидает много неприятностей, если он получает посвящения от неумелых лам: он пойдет по ложному пути, нарушит свои самайи, не сможет обрести совершенства, его драгоценная человеческая жизнь будет потрачена зря.