Отношения Учителя и ученика - стр. 31
3. интеллект: практикующему на этом уровне необходим острый ум, способный понять пустотность и усвоить огромный объем теории Махаяны;
4. готовность следовать протяженным путем Бодхисаттвы. Практики Махаяны, такие как Шесть парамит, требуют строгости и полной самоотдачи: чтобы в них преуспеть, нужно убежденно работать, не упуская ни одного мгновения. Традиция Махаяны утверждает, что путь к Просветлению длится много эонов, или кальп. Поэтому тибетские и индийские мастера постоянно твердят о том, что нам следует радостно сосредоточиться на достижении цели – хотя задача, стоящая перед нами, трудновыполнима. После Просветления Бодхисаттва продолжает трудиться ради блага и освобождения всех существ. Конгтрул пишет, что, принимаясь за решение такой монументальной задачи, ученик нуждается во внутренней силе, которую можно развить посредством практики;
5. радость от помощи другим в достижении освобождения: Конгтрул объясняет, что принять обет Бодхисаттвы означает отказаться от идеи только собственного освобождения и посвятить себя достижению Просветления ради одной единственной цели – чтобы помочь всем существам стать Буддами;
6. усердие: ученик неустанно прилагает усилия, практикуя путь Бодхисаттвы;
7. вдохновение от поучений о пустоте: Конгтрул Ринпоче утверждает, что ученику, который готовится приступить к тренировке Махаяны, важно обладать таким высоким уровнем понимания, чтобы поучения о пустоте не разочаровывали его, а вдохновляли.
Джамгён Конгтрул ссылается также на три характеристики, которые приводит Арьядэва в «Четырехстах [строфах]». Речь идет о качествах, необходимых ученику для поддержания взаимоотношений с учителем мудрости:
1. несектантский подход: ученик должен быть достаточно зрелым для того, чтобы не принижать другие линии преемственности, буддийские традиции или чужие религии;
2. способность различать: он должен быть достаточно умен для того, чтобы отличить друг от друга многочисленные духовные пути и выбрать именно тот единственный, который приведет к освобождению самого ученика и других;
3. упорство: ему требуется энтузиазм в практике Махаяны>62.
Далее Конгтрул отмечает, что при наличии этих трех качеств практикующий сможет правильно видеть своего учителя мудрости:
«Если ученик наделен этими тремя [свойствами], он будет видеть в достоинствах учителя мудрости именно достоинства [и потому установит подобающие взаимоотношения]. Если же эти черты в нем не обнаруживаются, то великое множество положительных качеств духовного друга он примет за недостатки [и не сможет построить правильные отношения]».