Отношения Учителя и ученика - стр. 30
В источниках перечисляются качества, необходимые нам для того, чтобы обеты личного освобождения стали опорой нашей духовной практики. Предполагается, что достойный ученик обладает следующими свойствами:
1. преданность: он должен уважать своих учителей мудрости. Только с развитием уважения и доверия мы становимся способными учиться. Эти черты являются также признаком зрелости и ослабления хватки эго;
2. способность правильно принять и соблюдать обеты: для этого ученику необходимо полностью отказаться от описанных выше четырех действий, разрушающих обеты (hung bа);
3. медитация: ее нужно практиковать и достичь такого уровня концентрации (bsam gtan), который позволяет преодолевать негативные привычные тенденции;
4. усердие в учении: в частности, способность читать важные тексты наизусть;
5. дисциплина: следует контролировать тело и ум;
6. терпение: ученик должен быть достаточно зрелым для того, чтобы работать под руководством учителя и терпеливо справляться с любыми разногласиями в группе практикующих.
Таким образом, Джамгён Конгтрул ясно показывает, что обеты личного освобождения не подходят людям, движимым желанием уклониться от повседневных забот и ответственности или убежать от эмоциональных проблем. Описывая ученика, готового принять и сдерживать обеты личного освобождения, Конгтрул показывает, что он должен быть уравновешенным, дисциплинированным и достичь определенной стабильности в мышлении и поведении.
Чтобы обладать достаточной квалификацией для тренировки Бодхисаттвы, ученик должен пробудить в себе Просветленный настрой.
Конгтрул Ринпоче цитирует Сутру Десяти благородных Дхарм:
«Семейство (rigs) благородного Бодхисаттвы узнается по признаку чистоты, подобно тому, как огонь узнается по дыму, а вода – по береговой линии».
Конгтрул утверждает, что для успеха на пути Бодхисаттвы ученику нужно еще несколько важных характеристик в дополнение к тем, что перечислены в контексте обетов Пратимокши:
1. уверенность: ученик должен быть уверен в сутрах и шастрах Махаяны, а также в Учителе мудрости;
2. сочувствие: нужно, чтобы настрой ученика не ограничивался только стремлением к собственному освобождению, но простирался на всех существ; они все без исключения должны быть включены в Путь. Согласно поучениям Махаяны, сильное сочувствие пробуждается тогда, когда человек видит страдание всех существ в сансаре и понимает, что все они в прошлых жизнях были его матерями.