Оптинский цветник - стр. 9
Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 122.)
Богом, спасающим нас, устроено так, что никто не обойдется без скорбей, потому что Господу всех хочется спасти, а без скорбей спасться невозможно. В скорбях сокровена есть милость Божия!
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 258.)
Для Господа приятнее грешник смиренный, чем праведник гордый.
Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 205.)
Человеку свойственно согрешать, падать, и не должно унывать и приходить в чрезмерную печаль, если придется согрешить. Но не каяться свойственно бесам; поэтому необходимо каяться.
Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 190.)
Гордость есть первая степень бесовского устроения.
Но хотяй всем человеком спастися и в разум истины прийти, попускает диаволу и людям смирять нас.
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 72.)
Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 733.)
Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре, потому что без испытания добро твердо не бывает.
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 40.)
Лакомство? Можно часть съесть, часть больным или кому-нибудь отдать.
Преподобный Анатолий Младший Оптинский. (16, с. 397.)
Если вы говорите и молитесь о добродетелях, надо, чтобы это оставалось не на устах только, но чтобы слова и молитвы о добродетелях переходили в дела, в самую жизнь. А то говорить ведь можно много, но без толку.
Преподобный Никон Оптинский. (15, с. 221.)
Молчание подготовляет душу к молитве. Тишина, – как она благотворно действует на душу!
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 323.)
В мире все делается с большими ошибками, потому что враг всех искушает и Бог попущает, чтобы чрез это испытывалось произволение человеческое. Но Бог смотрит не на совершение дел, особенно материальных, а взирает на намерение, с каким кто что-либо делает, – совершит ли он это или не совершит.
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 47–48.)
Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так и человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на Небесах не сделается смиренным.
Преподобный Варсонофий Оптинский. (5, с. 68.)
Многие из нас читают Святое Евангелие, но малые оное разумеют как должно, потому что умственные их уши не отворены для такового слышания, как у не просящих у Бога вразумления при таком начинании.
Преподобный Лев Оптинский. (9, с. 378.)
Чистотою мысли нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурными, то это происходит от нашего устроения.