Оптинский цветник - стр. 29
(9, с. 366.)
Духовный отец, как столп, только указывает путь, а идти надо самому. Если духовный отец будет указывать, а ученик его сам не будет двигаться, то никуда и не уйдет, а так и сгниет у этого столпа.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 328.)
Скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов и недопущения до больших проступков и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе. А ты обижаешься на Бога, что Он в рай тебя как бы насильно тащит.
Преподобный Иосиф Оптинский. (7, с. 257.)
Если бы назначение человечества ограничивалось земным его существованием, если бы для человека все кончалось на земле, то почему же «земля… и яже на ней дела сгорят», как говорит святой апостол Петр? (2 Пет. 3: 10). Он же присовокупляет: «Нова же небесе и новы земли по обетованию Его чаем, в нихже правда живет» (2 Пет. 3: 13). Без будущей блаженной бесконечной жизни земное наше пребывание было бы неполезно и непонятно.
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 98–99.)
Бог есть Любовь. И всякая злоба, какою бы благовидной причиной она ни прикрывалась, противна Ему.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 359.)
Всякая дружба, не основанная на истинной любви и смирении, а паче по страсти, непрочна и разрушится.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 139.)
Святой апостол Павел пишет: «Зерно, аще пад, не умрет, не оживет». Так и все земное, пока не отдаст долг земле (пока не выстрадает все земное), не может не страдать.
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 227.)
Хотя телом мы и разлучены, но духом своим всегда вместе.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 370.)
Только вера и праведность (или стремление к ним ежечасное), взятые вместе, а не раздельно, только безропотность и благодарение Бога за все посылаемое избавляют нас от всяких болезней, скорбей, напасти, возмещая все сии средства миром и радостию о Дусе Святе.
Преподобный Нектарий Оптинский. (12, с. 173.)
Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необходимо. А помощь Божия всегда с нами.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 375.)
Если бы все скорби, болезни и несчастия со всего света собрать в одну душу и свесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится. Но нам, немощным, здешние муки весьма невыносимы, ибо дух наш иногда и бодр, а плоть всегда немощна.
Преподобный Антоний Оптинский. (4, с. 37.)
Всякая добродетель чем смиреннее, тем тверже и основательнее.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 128.)
Чрез скорби и в вере утверждаемся, и славу человеческую ни во что же вменяем. Веровать же надобно твердо, что без воли Божией никакая скорбь нам не приключится, хотя мы и видим причиною скорбей наших людей, но они суть только орудия Промысла Божия, действующие в деле спасения нашего, и они только то могут сделать нам, что Бог попустит.