Оптинский цветник - стр. 23
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с.88.)
Поистине отчаяние хуже всяких зол. Положим, что человек иногда много и очень страдает, но мало таких людей, которые страдают по примеру праведного Иова. Большая часть страдающих из нас подвергается страданиям как следствиям или неправильных мыслей и мнений, или ошибочных действий. Но есть для страждущих и утешительное слово апостола: «Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр. 12: 6).
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 106.)
Ты, верно, понимаешь, что хотя мы и должны молиться друг за друга, но не должны приписывать молитве своей чудодейственную силу, не должны думать, что просимое нами всегда Господом исполнится. Это мнение исходит от гордости и ведет в прелесть.
Преподобный Иларион Оптинский. (6, с. 205.)
Если Бог и посылает кому скорби, то это для того, чтобы очистить от грехов и приготовить к вечному Царствию Небесному. Здешнее все временно, а тамошнее вечно.
Преподобный Макарий Оптинский. (10, с. 622.)
От помыслов, которых не любишь и по крайней мере от которых стараешься избавиться, не погибнешь. Только кайся и смиряйся. И Бог простит тебя.
Преподобный Анатолий Оптинский. (3, с. 154.)
Примеры немцев и других иностранцев ввели в заблуждение русских православных не уважать поста, уверяя, что в пище мало греха или совсем нет греха. Если бы это было справедливо, то Адам и Ева не были бы изгнаны из рая за вкушение плода от запрещенного древа, а древо это было смоковница. Но сила греха состояла не в плоде древа, – а в запрещении и преслушании. Так и теперь грех не в пище, а в запрещении и преслушании правил Церкви. Господь же во Святом Евангелии глаголет: «Аще кто Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18: 17).
Преподобный Амвросий Оптинский. (1, с. 86.)
Участь всех хотящих спастись – страдать. Поэтому, если страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение.
Преподобный Никон Оптинский. (14, с. 371.)
Укоряйте себя мысленно, и уничижайте, и худшими всех себя имейте – и Бог призрит на смирение ваше и покроет от всех искушений.
Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 234.)
Покой обещан нам в будущем веке, а здесь, на земле, труд и искушение. «Блажен человек, иже претерпит искушение» (Иак. 1: 12).
Преподобный Моисей Оптинский. (11, с. 239.)
Исцеляется она <раздражительность> не уединением, а сообращением с ближними и претерпеванием от досад, а в случае побеждений ими – познанием своих немощей и смирением.
Преподобный Лев Оптинский. (9, с. 369–370.)
Когда укоряют, если можешь понести – понеси, не можешь – ответь тихо.