Размер шрифта
-
+

Онтопсихология и меметика - стр. 7

Особо сильные идеи в состоянии программировать действия отдельного человека. Такой автор, как Броди, старается держаться подальше от религиозных, политических, экономических идей, от идеалов, потому что эти ужасно могущественные мемы способны манипулировать возможной автономией индивида и полностью обуславливать ее.

Если интерес Броди обращен более к психологическим матрицам, то Докинз исследует биологические основания мемов. Он считает успешным тот мем, который способен заслать в мозг точный сигнал, активизируя одновременно множество нейронных групп так, что они образуют сообщество, объединение. Наиболее организованный мем организует менее организованные образования. Мем манипулирует индивидом и выводит его «в люди», в общество, где индивид будет меметически воздействовать на всех других, себе подобных. Общество предстает как совокупность индивидов, запрограммированных связкой сверхточных и сверхмощных мемов, или вирусов, расположившихся в церебральной органике.

Образуя соединения, мемы подстрекают один другого быстрее, чем до контакта с мозгом. Расположившись в головном мозге, мемы возбуждают друг друга, вступают в диалектическое взаимодействие и ведут конкурентную борьбу. Человеческие существа, сведенные в меметическое общество, торопливо состязаются в разрушении друг друга, к чему их влечет непреложный ход магнитной ленты или зубчатого колеса мемов. При этом, каждый индивид гордится точностью своего совпадения с меметической культурой, или образом.

Онтопсихология обладает ключом прочтения, понимания и контроля открытого универсума; без этого ключа мир мемов ускользает из-под контроля.

Охватив своим вниманием такие непохожие друг на друга области, как маркетинг и фольклорные исследования, наука о живущих идеях[9] (то есть об идеях-стартерах, которые активизируют массу людей, особенно молодых) обратилась к сфере коммуникации. В сущности, мем настраивает несущий его головной мозг так, что тот становится живым сырьем для стоянки и трансляции мемов. Тем самым, решаются исходные трудности мема, связанные с размещением. Обосновавшись в мозге, мем учреждает собственную общину, социальную общность, сплачивая множество индивидов в общество. Поэтому, сегодня стоит задуматься о сфере коммуникации, поскольку ею мы полностью обслуживаем коммуникацию мемов: чем больше мы общаемся, тем больше специфически приноравливаемся к их специфическим потребностям[10].

Последние научные тенденции склонны видеть в распространении средств массовой коммуникации новый рубеж эволюции. Для современной культуры теория Дарвина не имеет смысла, поскольку перед нами раскрылась новая подноготная универсума. Какой будет эволюция коммуникации, таким будет и человек. И в каком направлении будет двигаться коммуникация? Какая история ждет мем? Интернет – лишь одно из следствий данности мемов. Мемы могут окончательно заменить гены. Ген перестанет существовать, и только мем продолжит свое шествие.

Страница 7