Размер шрифта
-
+

Они боролись с коммунизмом. Том 27 - стр. 14

Другими словами, арабский социализм был системой, которая освободила бы население от рабства и создала бы по-настоящему независимых людей.

Экономическое равенство было главным принципом в идеологии баасизма; устранение неравенства «устранило бы все привилегии, эксплуатацию и господство одной группы над другой». В случае успешного освобождения арабский народ нуждался в социализме

Роль ислама в арабском социализме

«Европа сегодня так же боится ислама, как она боялась его раньше. Сейчас она знает, что сила ислама (которая ранее была выражена в арабах) теперь переродилась и появилась в новой форме: арабском национализме.» Мишель Афляк об исламе, 1943 год

Афляк рассматривал создание ислама в качестве доказательства «арабской гениальности» и завещания арабской культуры, ценностей и мышления Суть ислама, согласно Афляку, заключалась в его революционных качествах. Афляк призвал всех арабов, как мусульман, так и немусульман, восхищаться ролью ислама в становлении арабского характера.

Но его точка зрения об исламе была чисто духовной; Афляк подчеркнул, что ислам «не должен быть наложен» на государство и общество. Партия Баас была против как атеизма, так и религиозного фундаментализма; фундаментализм рассматривался как «поверхностная, ложная вера».

Баасизм рассматривает все религии как равные. Несмотря на свою антиатеистическую позицию, Афляк был убежденным сторонником светского правительства и заявлял, что баасистский режим заменит религию государством, основанным на принципах единства, арабского национализма, свободы и морали.

Во время шиитских беспорядков конца 1970-х годов, направленных против баасистского режима в Ираке, Афляк предупреждал Саддама Хусейна, чтобы тот не шёл ни на никакие уступки протестующим, поскольку партия Баас «имела религию, но не являлась религиозной партией и не должна ей быть».

Во время своего вице-президентства Саддам Хусейн обсуждал необходимость убедить широкие слои населения принять линию партии в отношении религии

Позиция Саддама по вопросу секуляризации изменилась после ирано-иракской войны, когда был принят закон, позволяющий людям убивать своих сестёр, дочерей и жён, если они были «неверными».

Когда Афляк умер в 1989 году, иракское региональное руководство партии Баас заявило, что он принял ислам перед смертью, однако неназванный западный дипломат в Ираке заявил Уильяму Харрису, что семья Афляка ничего не знала об его религиозном обращении.

До, после и во время войны в Персидском заливе режим Хусейна становился все более исламским; в начале 1990-х годов Саддам объявил, что партия Баас является партией «арабизма и ислама»

Страница 14