Размер шрифта
-
+

Околосценарий - стр. 6


Подводя итог, хочется отметить, что в мире существует гораздо больше способов обуздать пагубную привычку откладывания на потом. Но и применения вышеуказанных методов будет вполне достаточно, чтобы творить, не отвлекаясь. Проверено лично.

Глава 2. Борьба с авторским перфекционизмом как причиной снижения продуктивности работы сценариста

Одной из самых распространённых причин снижения продуктивности работы сценариста является авторский перфекционизм.


Перфекционизм (от лат. «perfectus» – «совершенный») – это стремление человека к идеальному результату.

Проблема перфекционизма остаётся актуальной, потому что число перфекционистов в мире постоянно увеличивается. Согласно исследованиям британских учёных, с 1989 по 2016 год наблюдался рост по всем трём компонентам перфекционизма, предложенным канадскими психологами:


– по отношению к самому себе – на 10%;


– по отношению к другим людям – на 16%;


– социально-предписанного – на 33%.


В данной главе мы не будем рассматривать второй и третий компоненты и сконцентрируемся на первом, а конкретно на той его части, которая касается перфекционизма к продукту своей деятельности, в нашем случае – киносценарию.


Судя по определению, может сложиться впечатление, что перфекционизм – это вполне себе позитивная черта характера. И правда, что плохого в том, что человек хочет добиться совершенства?

В некоторых случаях перфекционизм действительно конструктивен и даже необходим. Это касается профессий, предполагающих высокую точность исполнения (часовщик), работу в жёстких нормативно-правовых рамках (бухгалтер), и тем более тех, где цена мелкой неточности – здоровье и жизнь человека или группы людей (нейрохирург, авиадиспетчер). В этих сферах деятельности идеальный результат (продукт) имеет чёткую, понятную форму, прописанную в соответствующих нормативных документах, и достигается путём строгого соблюдения инструкций, законов и правил. То есть, говоря простыми словами, во многих отраслях у совершенства есть предел, потому что получившийся продукт можно оценить по одному или нескольким параметрам, имеющим единицу измерения. Да, в киноиндустрии есть такие понятия, как кассовые сборы, телерейтинги, индексы популярности, количество просмотров на видеоплатформах и оценки на профильных порталах типа IMDb, и другие параметры, имеющие конкретные цифры. Но все они относятся к фильму (сериалу) – законченному аудио-визуальному произведению, в котором сценарий является важной, но далеко не единственной составляющей.


Сценарист – творческая профессия. А в творчестве предела совершенству нет, потому что оно не имеет единиц измерения и общепринятого эталона. Не существует шкал, по которым можно оценить репризу, персонажа, твист или макгаффин, нет формул, по которым можно рассчитать идеальный сюжет. На этапе создания сценария в плане его оценки правят ощущения и субъективизм – и в первую очередь, самого автора. И в данном случае перфекционизм исполнителя оказывается не конструктивным, а наоборот, деструктивным явлением.

Страница 6