Околосценарий - стр. 11
Во-вторых, провал фильма (сериала), снятого по его сценарию. В обоих случаях сценарист остро и болезненно воспринимает случившееся, так как для достижения результата он проделывает долгий и мучительный путь. В течение многих месяцев (а иногда и нескольких лет) он кропотливо работает над сценарием, обделяя вниманием друзей и родных, конфликтуя с редакторами и продюсерами, попадая в творческие тупики и героически из них выбираясь, выгорая эмоционально и выматываясь физически. В качестве награды (кроме очевидной финансовой) автор желает получить похвалу со стороны более маститых коллег по цеху и одобрение общества в лице зрителей и критиков.
В ожидании ответа от студий или выхода на экраны фильма авторский мозг по завету позитивной психологии рисует своему хозяину непременно положительный результат: письма от продюсеров кинокомпаний с россыпью комплиментов и предложением немедленно заключить договор или аншлаги в кинотеатрах, рекорды по кассовым сборам и восхищённые рецензии критиков. Восторженные отзывы друзей, ознакомившихся со сценарием, либо положительные оценки членов съёмочной группы добавляют автору оптимизма, формируя у него ложную уверенность в успехе. Но на деле может произойти противоположное. Студии отвечают отказами либо приглашают на встречу, но не для обсуждения присланного сценария («он хорош, но давайте его пока отложим», ненавижу такие встречи), а для того, чтобы поработать над каким-нибудь другим проектом. Кассовые сборы вышедшего в прокат фильма оказываются неприлично низкими, как и зрительские оценки на профильных сайтах типа «Кинопоиска» или «IMDb», а разгромных рецензий критиков в разы больше, чем положительных и нейтральных вместе взятых. «Гарантированный» собственным мозгом успех оборачивается настоящей неудачей, сладкое предвкушение сменяется горьким разочарованием. Нежелание прокатиться ещё раз на таких эмоциональных качелях, сопротивление негативному опыту заставляет сценариста опустить руки как минимум на какое-то время, которое он мог бы эффективно потратить на работу над новыми и, вполне вероятно, успешными проектами.
Как же сценаристу эффективно справиться с неудачей и идти дальше?
Мечтать, но не предвкушать.
Этот совет носит профилактический характер. Как уже упоминалось выше, в процессе работы над сценарием либо в ожидании выхода фильма в прокат (или на видеосервисах) часто очень трудно воздержаться от фантазий на тему будущего успеха. Не надо бить себя по правому полушарию, отвечающему за воображение, потому что в подобных фантазиях нет ничего страшного. Визуализация успеха – хороший мотиватор, к тому же позитивные эмоции, испытываемые в этот момент, положительно влияют на психическое здоровье человека. Но существует большая вероятность того, что фантазии об успехе со временем превратятся в уверенность в том, что успех непременно произойдёт. И в этом случае реакция на неудачу будет намного болезненней. Поэтому сценаристу необходимо чувствовать тонкую грань между вероятностью успеха и его ожиданием, и не дать мозгу в какой-то момент себя обмануть.