Очевидцы - стр. 41
Между тем за сентиментальными кудрями мифического кифареда и чудесными рассказами о нем скрывается один из первых пророков Древней Греции, мудрец, учредитель религиозных обрядов и основатель первой эзотерической школы.
В комментарии к сочинению Аристотеля «О душе» Филопон предположил, что Орфею принадлежали только учения, а в стихи их переложили его последователи. Впрочем, если бы он и на самом деле был музыкантом и поэтом и распространял свои идеи в поэтических или музыкальных формах, подобно ветхозаветному царю Давиду, Кришне или гуру Нанаку, – разве это умалило бы его репутацию пророка и мыслителя?
Орфей, как полагают, жил за одиннадцать поколений до Троянской войны, в середине второго тысячелетия до н. э. В ту далекую эпоху знания передавались изустно, а для более эффектного воспроизведения и лучшего запоминания излагали их рифмованной прозой или стихами. Не случайно древнейшие священные книги написаны стихами – Ригведа, Пятикнижие Моисея, Энума Элиш, Бхагавадгита и прочие. Эта традиция была еще жива в раннем средневековье, когда сказители-барды пересказывали эпические повествования (саги, былины) тоническими стихами, помогая себе игрой на арфе (гуслях, псалтыри). И сегодня форма декламации текстов религиозного содержания в виде рифмованных речитативов или гимнов практикуется в богослужении разных религий. Нет ничего зазорного в том, что одаренный замечательными способностями к музыке и пению Орфей излагал свое учение вдохновенными стихами и слушатели внимали ему со священным трепетом.
Древние греки полагали, что первыми, кто поведал людям о богах, происхождении мира и назначении человека, были поэты – Лин, Мусей, Эвмолп, Гомер, а первый из этой плеяды – Орфей. У Гомера мы почерпнули практически все нынешние знания о древнегреческой мифологии. Но Гомер был по большей части интерпретатором, систематизатором и пересказчиком сказаний своих предшественников, тогда как Орфей – тем, кто принес людям эти знания.
Орфей, играющий на лире. Ок. 440 г. до н. э. Краснофигурная вазопись. Пергамский музей, Берлин
Уже древние задавались вопросом об источнике его учения. Одни говорили, что Орфей почерпнул свою мудрость в Египте, ибо его учение имеет параллели с египетским культом Осириса. По мнению других, он воспринял его от идейских дактилей12 во время проживания в Самофракии. Здесь мы сталкиваемся с тенденцией объяснять сходство учений заимствованием. Спору нет, заимствование может иметь место при соприкосновении культур. Но заимствование – не единственное объяснение сходства культурных феноменов. Учения, аналогичные орфическим, зафиксированы, например, у жителей американского континента, о самом существовании которого народы Средиземноморья до конца XV века даже не догадывались. Очевидно, что здесь сходство учений объясняется иной причиной. Но если существует иная причина, чем заимствование, почему той же причиной не может быть обусловлено сходство орфического учения с египетскими или самофракийскими? Не секрет, что в заимствованной религии наиболее легко, и прежде всего, усваивается ее внешняя, обрядовая сторона. А ведь учение Орфея, включающее в себя идеи, схожие с египетскими и самофракийскими, существенно отличается от последних именно во внешних своих проявлениях.