Размер шрифта
-
+

Очевидцы - стр. 39

Впрочем, уже в древности находились скептики, предлагавшие отделять мифы, популярные среди простых верующих, от настоящих исторических фактов и подлинных событий жизни пророков. Например, Эвгемер из Мессены (IV – III вв. до н.э.) утверждал, что за каждой легендарной или божественной личностью обычно стоит живой человек, подвергшийся со временем мифологизации и обожествлению.

Догадываясь, что и за мифом о Васиштхе скрывается история одного из ранних очевидцев Откровения, некоторые древнеиндийские исследователи предпринимали попытки идентифицировать Васиштху с каким-либо конкретным историческим лицом. Например, его отождествляли с индийским астрономом и астрологом III в., автором не дошедшего до наших дней, но сохранившегося в изложении Варахамихиры учебника астрономии «Васиштха-сиддханта» (ок. 270 г. н.э.). Существует еще одна астрологическая работа, в названии которой фигурирует имя Васиштхи – «Васиштха-самхита», но она написана еще позже (ее древнейший манускрипт датирован 1443 годом).


Передача священного Знания


Поскольку попытки обнаружить следы исторического Васиштхи оказались тщетными, приходится признать: мы почти ничего не знаем об этом человеке. Возможно, имя «Васиштха» было не его настоящим именем, а прозвищем (что не редкость среди пророков). Возможно, он не был женат и не оставил потомства. Возможно, он передал свое знание не сыну, а кому-то из учеников, которых можно назвать «духовными сыновьями». Эти предположения не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты.

Бесспорно лишь одно – Знание, полученное из Откровения, передававшееся в течение нескольких поколений изустно, а потом записанное в книги Вед и, благодаря этому дошедшее до нас. Это Знание, подлинность и существенность которого никем не оспаривается, свидетельствует о живших много тысяч лет назад очевидцах Откровения.

О том, что Васиштха был не единственным пророком, участвовашим в составлении Вед, что Откровение время от времени получали разные люди, говорит он сам в трактате «Йога-васиштха»: «В каждую эпоху Создатель желает и создает несколько мудрецов и меня (sic!), – для духовного просветления всех». В этих словах проявляется характерная для индийской традиции особенность – представление о том, что каждый новый очевидец Откровения – это реинкарнация (аватар) самого первого из них, в данном случае – аватар Васиштхи. Если откинуть представления древних индусов, слова «Йога-васиштхи» означают, что Откровение есть процесс повторяющийся и свойственный не только древним векам, но и нынешнему времени.

Страница 39