Размер шрифта
-
+

Очерки по истории лечебной физической культуры в России ХХ века - стр. 2


…Широкие мероприятия зарубежных государств, проводимые в области физического воспитания, главным образом в плане подготовки молодежи к будущему несению военной службы, не могли не привлечь к себе внимания самого царя и особенно его брата Михаила Павловича, исполнявшего обязанности начальника военно-учебных заведений. Был поставлен вопрос о необходимости преподавания гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга. Этот вопрос получил свое разрешение только в 30-х годах XIX в.

Предприимчивые заграничные дельцы д-р Мандилени, де Рон, Вольфелът, Берглинд, Пальмам и другие приехали в Россию и использовали гимнастику и спорт для своего обогащения. Последовательно они открывали в Москве и Петербурге заведения по врачебно-педагогической гимнастике, преподавали ее в кадетских корпусах и готовили мониторов (преподавателей гимнастики). Все они, хотя и издавали кое-какие книги по гимнастике, но не имели глубоких научных знаний и со своими учениками вели только практические занятия, не давая им никаких теоретических сведений. И, конечно, сравнивать этих зарубежных пришельцев с русскими учеными, какими являлись в то время Мудров, Грум и другие, не приходится. Все они смотрели на свою работу по гимнастике в России, как на источник обогащения, не интересовались передачей накопленного опыта своим русским ученикам и, в конце концов, уехали к себе на родину не оставив в России подготовленных специалистов.

На способы рекламы гимнастики бывшими в России иностранными дельцами известный писатель В. А. Сологуб написал злой памфлет.

«…Хотите быть щеголем, – писал он в статье, озаглавленной «Гимнастика», – хотите просто быть здоровым – учитесь гимнастике… Отчего, например, говорим мы так много пустяков? Отчего мы печатаем так много вздора? Отчего нам скучно? Отчего мы жалуемся на дурную погоду? Единственно оттого, что мы не знаем гимнастики. Гимнастика не только вылечивает от всех телесных недугов, но, вдобавок, ободряет дух, оживляет и веселит сердце». Дальше он пишет: «…Гимнастика сама по себе наука, полная глубокого значения. Она разделяется, как вам, может быть, известно, на две отдельные части: пассивную, или страдательную, активную, или действующую. В первой вас бьют, во второй вы бьете других. В промежутках же вас заставляют носить разные тяжести. На этих простых началах основана вся философия жизни. И поэтому неудивительно, что гимнастика, как начало всех светских начал, как наука всех важных наук, с недавнего времени укоренилась в Петербурге» (Собр. соч., 1855 г.).

Из мемуарной литературы и из журналов, издававшихся в первой половине XIX в., мы узнаем, что наряду с врачебно-гимнастическими заведениями иностранцев существовали и другие залы врачебной или, как ее называли тогда, «медицинской гимнастики». Один из популярнейших в то время журналов «Иллюстрация», издававшийся в Петербурге (1845 г., № 28) поместил следующую заметку о значении гимнастики для здоровья: «Появились частные гимнастические залы, в которых преподаются не только уроки этой науки, но и пользуются медицинской гимнастикой больные, по предписанию врачей». Сенатор А. А. Плансон в своих воспоминаниях упоминает о посещении в Петербурге в 1846 г. «гимнастического заведения у Синего моста» («Былое и настоящее», СПБ, 1905 г.). Имеется немало свидетельств об увлечении гимнастикой многих лучших представителей тогдашнего передового общества. Например, гениальный русский поэт А. С. Пушкин, по свидетельству его близких друзей и родственников (смотри мою статью «Пушкин и спорт», журнал «Физкультура и спорт», 1947, № 2.), не оставлял занятий физическими упражнениями вплоть до своей смерти.

Страница 2