Обруч перерождений. Звездосчет. Курс лекций - стр. 13
Правильно написал Гельмольд, что Святовит – Бог богов (перекликается, кстати, с псалмом библейским – Пс 49:1). Но это еще не все славянское ведическое богословие о Святовите. Богословствует уже само его имя: Святой Витающий. Слово «витать» происходит из древнерусского языка. Имеет целый букет значений. Странствовать. Обитать. Жить. Незримо присутствовать. Созерцать отрешенно… Всё это действия или состояния Сущности, понимаемой как Единый Дух.
Он есть Глубинное Общее. Боги, люди, другие живые существа… всё, что имеет живую душу – взаимоперерождается. Ибо на глубочайшем уровне они есть Одно. На скрытом от воплощенных уровне бытия, где множественность – иллюзия. И это Одно – Дух Единый. Познание законов перерождений – путь обретения единства с этим Единым, стяжания сего Духа.
Збручское святилище было, как сказано, священноучилищем, и постигали в нем тайны перерождений. Это было не просто капище, при котором требище, как это представляют сейчас, не удосуживаясь задаться вопросом: а почему тогда требище в данном случае было таким большим? На его территории ведь располагались хоромы или, как называют археологи, «длинные дома»! В общей сложности более чем на полтысячи человек, если верить расчетам Русановой и Тимощука.6 А это соответствует примерно количеству студентов современного кампуса (общежития).
Имелась и священная роща наподобие существовавшей при Академии Платона для беседы перипатетиков, то есть прогуливающихся философов. Да, это было нечто вроде академии до Академа. Или, можно сказать, нечто вроде дохристианской семинарии. Чему соответствует и название возвышенности, на которой все это располагалось: Богит. Подходящее имя месту для изучения богословия.
Едва ли случайно и название реки Збруч. Об этом северном притоке Днестра в справочниках глубокомысленно пишут: этимология названия неясна. Но, вообще-то, ЗБРУЧ – на одном из диалектов древнерусского языка это ОБРУЧ. Отзвук этого слова сохранило современное «сбруя» (старорус. – збруя). Конская сбруя представляет собой сочетание кожаных ремней-обручей и сопрягающих их меж собой металлических обручей-колец. Реке Збруч свойственны крутые извивы, так что ее плесы нередко напоминают обручи.
Река вообще есть один из наиболее многоплановых образов русской мифологии, философии, богословия. Речка Смородина, Само-родина… Граница между мирами живых и мертвых. Время как постоянно само-умирающее и само-рождающееся СЕЙЧАС. Теченье перерождений… Поток бытия и поток сознания…
Не только ведическое древлеправославное богословие вкладывает символизм такой в этот образ, но и православие христианское. Процитирую русского старца – монаха Симеона Афонского, великого богослова и любомудра: «Есть река, которая не имеет начала, не имеет конца. Левый берег у этой реки – смерть, правый берег – жизнь. А сама река – ни жизнь, ни смерть, но ведает жизнью и смертью. Из неё рождаются в жизнь и из неё переходят в смерть. А тот, кто плывет по этой реке, забывает о жизни и забывает о смерти» (Монах Симеон Афонский, книга «Восхождение к Небу», 2010).