Размер шрифта
-
+

Образы добра: люди и животные - стр. 7

Поэтому лучше отбросить схоластические вопросы «а из чего они сделаны», а попытаться взглянуть на мир животных глазами Николая Дроздова, например, и мы скажем: «Как мир-то Божий хорош!»

Наследуют ли животные жизнь вечную?

У Ксении Хмельницкой есть стихотворение «На смерть любимой собаки». Начинается оно так:

Кончилась сказка. Могилку твою
Снег засыпает, прости меня, Оми.
С тихой надеждой, что будут в Раю
Божьи созданья, прижалась к иконе…

Наверное, эта надежда – то, что мы увидим любимых животных в Раю, в Царствии Небесном, присуща многим верующим людям. Очень им хочется не расставаться со своими любимцами и в вечности.

«Не секрет: очень хочется, – пишет Андрей Десницкий в очерке “Некролог коту”. – Наверное, крестьянин, у которого на дворе живности десятки голов, воспринимает это совсем иначе, хотя и он тоже любит свою корову и своего пса и тоскует, когда они умирают. Но мы, горожане, живем в каменных джунглях, мы не каждый день общаемся с собственными детьми (это у кого они есть) и практически никогда – с соседями по подъезду.

Мы ловим умные мысли из книг, мы выплескиваем эмоции в Интернет… и когда рядом с нами оказывается нечто живое, доверчивое, пушистое – оно становится членом нашей семьи, и для кого-то единственным, с кем возможно полное и безусловное взаимопонимание. Они, в конце концов, живые и настоящие. Так неужели все вокруг останется, вся эта бездушная и каменная духота большого города – а то немногое, что было в нем живого, уйдет безвозвратно и навсегда?

В это не хочется верить – но “не хочется” еще не аргумент…

И если мы действительно обратимся к Писанию, ничего однозначного там не обнаружим. Екклесиаст прямо спрашивал: “Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?” (Еккл. 3:21) – но никто не дал ему ответа. Пророки, правда, постоянно говорят о животных, которые встретят нас в будущем и лучшем мире, даже непосредственно у Божьего престола, но никогда не знаешь, как понимать эти слова – напрямую или иносказательно».

Как уже говорилось, ответ на вопрос, что ожидает животных после смерти, не был дан Господом, этот вопрос никем не ставился, как ненужный для спасения, да и в те времена, когда Иисус Христос ходил по земле, вряд ли он кого-то серьезно волновал. Андрей Десницкий пишет о том, что в наши дни человек, асоциализировавшийся, добровольно заключивший себя в четырех стенах, порой не обремененный не только тесными отношениями с людьми, но и тяжелым физическим трудом, нашел отдушину, спасение от одиночества и неприкаянности в домашних животных. Конечно, так бывает далеко не всегда, порой люди, вполне благополучные, просто любят зверюшек, искренне заботятся о них. Но все же тех, кто спасается в привязанности к питомцу от нехватки живого тепла, немало. Ухаживаешь за любимцем – и чувствуешь, что чем-то важным занят, кому-то нужен, а если еще мурзики-жучки отвечают привязанностью и благодарностью… Хорошо это или нет – не об этом сейчас речь, а вот то, что человек, теряя того, кого приручил, действительно чувствует себя в чем-то опустошенным – с этим не поспоришь. Если человек верующий – он задает вопрос священнику. Да вот только священники дают вопрошающим подчас взаимоисключающие ответы.

Страница 7